Шмот — Первые лучи освобождения

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1497

Недельная глава Шмот открывает вторую книгу Пятикнижия, она описывает первый галут, изгнание еврейского народа. Но в страданиях проявляется истинная природа человека. Несмотря на сильнейшее угнетение, унижения и трудности, еврейский народ выжил, преумножился и нашел дорогу к искреннему возвращению к Творцу. В недельной главе начинается изгнание, но сквозь мрак порабощения и страдания уже видны первые лучи освобождения. Заслуга еврейских женщин в этом особенно велика.

С давних пор женщин принято считать слабым полом, и во многом это соответствует истине: женщина обычно слабее физически, более эмоциональна. Как правило, для нее более естественным будет уступить, подчиниться, быть принимающей стороной в отношениях. В нашей недельной главе фараон приказывает еврейским повитухам по имени Шифра и Пуа умерщвлять всех еврейских мальчиков при появлении их на свет. Но они ослушались приказа и нашли в себе силы противостоять могущественному царю величайшей державы мира. Их поступок не очевиден, он находится за гранью естественного хода вещей. Сказано: «Но боялись акушерки Б-га и не делали (так), как говорил им царь Мицраима» (Шмот, 1:17). Существует плодотворная почва для взращивания качества Б-гобоязненности, ират шамаим. Идеальные условия для этого были в святом Иерусалиме, во времена Первого Храма, где наблюдались постоянные чудеса, пребывала Шехина. Тогда было невозможно не увидеть Славу Творца, не было человека, не знавшего о Единстве Всевышнего, не ощутившего Его Величия. Но события нашей недельной главы происходят задолго до построения Храма, в самом «грязном» месте мира, в условиях полного сокрытия лика Всевышнего, где внешне проявлялись другие силы, царствовал фараон, и евреи жили в среде грешников и идолопоклонников. Кроме того, в природе человека заложено искать легкие пути и оправдания своим слабостям и поступкам.

В сложившейся ситуации было бы естественно исполнить указание фараона, ведь если и не руками выбранных им повитух, жизнь которых теперь висела на волоске, так или иначе злодей фараон нашел бы способ исполнить задуманное. Исполнив его волю, можно было бы не бояться за свою жизнь и утешаться спасением еврейских девочек. Но Шифра и Пуа (как объясняют наши мудрецы, это были Йохевед и Мирьям) «боялись Б-га», и сила их ират шамаим была настолько огромна, что это послужило началом освобождения. Разум вместе с трепетом перед Творцом побеждает обстоятельства, выходит за рамки материальности; реальностью для человека становится воля Творца, и тогда подчиниться ей, устранить свои желания перед Его волей и означает обрести свободу! Это истинная внутренняя свобода – жить над законами природы, не быть пленниками чуждых решений и неизбежных событий, возвыситься до уровня Б-жественной воли.

Сказано: в заслугу женщин-праведниц вышли евреи из Египта (Сота, 11б). Их решение не подчиниться воле фараона было первым лучом надежды на избавление. И мы знаем, что Йохевед впоследствии родит того, кто действительно освободит народ Израиля из Египетского рабства.

«И было: поскольку боялись повитухи Б-га, Он сделал для них дома» (Шмот, 1:21). Согласно комментарию Раши, это династии священнослужителей-коэнов и левитов, и царей, которые называются «домами», как написано: «возводить Дом Господа и дом царский» (Млахим 2, 9:1). Династии коэнов и левитов происходят от Йохевед, а династия царей – от Мирьям (Сота, 11б). И здесь нужно особо подчеркнуть, что еврейский дом – это место, где духовный уровень его основателей передается потомкам. Эти великие дома строились силой ират шамаим Йохевед и Мирьям.

Мы принадлежим к поколению баалей тшува, мы возвращаемся к своим истокам, к Торе, к связи со Всевышним, и перед нами стоит важная задача заново построить еврейские дома. Нам надо приложить все возможные усилия, чтобы наша Тора и наша Б-гобоязненность имели такую силу, чтобы огонь их не угасал в наших детях, внуках, учениках.

Талмуд учит нас следующему: «Все в руках Неба, кроме Б-гобоязненности» (Брахот, 33б). Раши комментирует это следующим образом: «Все приходит к человеку от Всевышнего. Будет он высоким или низким, умным или глупым, белым или черным и так далее – все от Творца. Однако станет он праведником или грешником – это не предопределяется Небом, а является следствием его выбора. Перед человеком есть два пути, и он самостоятельно должен выбрать страх перед Б-гом». Иными словами, Всевышний наделил каждого человека определенными способностями, наклонностями, слабостями и силой. И лишь Б-гобоязненность зависит от нас самих. Ират шамаим не является данностью и не заложена в генетический код человека. Многие достоинства и недостатки даются человеку Свыше, но не так с ират шамаим, ее нужно приобретать. Один из величайших наставников последних поколений, выдающийся мудрец Торы рав Исраэль Салантер, основатель движения Мусар, наблюдал в своем поколении, что человек может жить с естественной и безупречной верой Б-га, но при этом не достичь качества ират шамаим. Служение такого человека будет считаться неправильным, неполноценным. Б-гобоязненность проявляется и в усердной молитве, и в скрупулезном исполнении заповедей, и в изучении Торы, а так же в нравственном поведении человека. Виленский Гаон пишет, что для истинного служения Б-гу необходимы две вещи: во-первых, мудрость, знание того, что Б-г требует от человека. Во-вторых – воплощение этого знания в жизнь – мусар. Боязнь Б-га должна быть движущей силой всех поступков человека.

Как удостоиться ират шамаим? К сожалению, нет чудотворного рецепта, это труд, и у каждого свой путь в этом. Но в ежедневном чтении «Шма, Исраэль» мы провозглашаем абсолютное единство Всевышнего, Он – источник жизни, корень и причина всего. И высшее благо – принять на себя бремя воли Творца и осуществлять ее, стать активным соучастником в исправлении мира. Углубленное осмысление каждого слова при прочтении «Шма, Исраэль», осознание того, что отход от Его воли – это отход от жизни, может стать причиной укрепления в Б-гобоязненности.

Возвращаясь к нашей недельной главе, коснемся еще одной темы. Когда фараон повторно вызывает к себе акушерок и требует объяснения, почему они не повиновались его приказу, Йохевед и Мирьям говорят в свое оправдание следующие слова: «Ведь еврейки не похожи на египтянок, они – как животные (ки хайот hена): прежде чем к ним придет повитуха, они рожают» (Шмот, 1:19). Слово хайот, буквально означающее «животные», происходит от слова хай – жизнь. То есть женщины рожают подобно зверям – без помощи со стороны. Таргум Йонатан бен Узиэль объясняет этот стих несколько иначе: еврейские женщины, в отличие от египтянок, расторопны и умны – до того, как к ним приходит акушерка, они обращают свои глаза к Всевышнему, просят о милосердии и не нуждаются в присутствии акушерки при родах. (Однако стоит напомнить себе, что и высшие ангелы, которые упоминаются в «колеснице» пророка Йехезкеля, также называются хайот.)

Природные источники проточной воды называются Торой «живая вода», маим хаим. Живой водой называется и сама Тора, наполняющая водоем (разум) из небесного источника. И сама жизнь невозможна без связи с Источником – Творцом. Упомянутые слова из стиха означают, что женщины были связаны с Источником жизни. Наш мир – это место огромного количества недостатков, болезней и ударов. Сталкиваясь с проблемой нехватки чего-либо, человек пытается восполнить недостаток: не хватает денег – ищет работу, болеет – ищет лекарства. Это вроде бы разумно и естественно. Но есть другой, менее естественный, но более истинный путь: делая необходимые действия, в первую очередь обратиться за помощью к Всевышнему, к Источнику жизни с верой, упованием и молитвой. Это не противоречит поискам заработка или лекарств, а предшествует ему. Зная, что все – от Творца, Источника жизни, обновляющего наши жизненные силы изо дня в день и обязывающего нас предпринимать и естественные попытки для решения проблемы, – поиск заработка или лекарств превращается в обращение к Творцу.

В заслугу женщин-праведниц вышли евреи из Египта. Несмотря на невыносимые условия жизни, страх и бедность, еврейские женщины были готовы рожать детей. Более того, согласно мидрашу, они воодушевляли мужчин на создание семей в период рабства. Благодаря их самоотверженности еврейский народ не только не исчез в египетском рабстве, но чрезвычайно преумножился.

Также сказано в нашей недельной главе: «И было, по [прошествии] многих дней умер царь Египта, и стенали сыны Израиля от [тяжкой] работы и громко взывали, и вознесся к Б-гу их вопль от работы. И услышал Б-г их стон, и вспомнил Он союз Свой с Авраамом, с Ицхаком и Яаковом» (Шмот, 2:23-24). Мидраш задает вопрос: почему если «умер царь Египта», то «стенали сыны Израиля»? Разве смерть фараона была для них горем? Если же они «стенали… от работы», то как это связано со смертью царя Египта? Есть объяснение Раши, что фараон не умер, а заболел проказой, и стал как мертвый. В Талмуде сказано, что трое считаются мертвыми при жизни: прокаженный, слепой и нищий, так как все они нуждаются в помощи, а сами никому помочь не в состоянии. И для излечения этого страшного недуга астрологи фараона предписали ему ежедневно принимать ванны из детской крови. Когда услышали сыны Израиля о новом постановлении фараона убивать еврейских детей, то воззвали к Всевышнему. Известно, что молитва человека, находящегося в беде, имеет огромную силу, так как он обращается к Б-гу от всего сердца. И далее говорит нам Тора: «И увидел Б-г сынов Израиля, и познал» (Шмот, 2:25). Что значит фраза «познал Б-г»? Объясняют наши мудрецы, что открыта была перед Всевышним та тшува, которую каждый еврей сделал без того, чтобы знал об этом другой. Каждый еврей в Египте, находясь в страшном галуте, притесняемый и унижаемый, искал причину происходящего в своих грехах, искренне сожалел о них, и из глубины души молил Всевышнего о спасении. Это внутренняя тшува, о которой не знал никто, кроме Творца, тоже стала началом освобождения. Дела отцов – знак для сыновей. Избавление от галута, в котором мы все находимся сейчас, зависит от нашего возвращения к Всевышнему, от нашей тшувы, от искренней молитвы.

Как может быть, чтобы все евреи сделали тшуву? Обычно нашим глазам предстает другая картина, когда один еврей возвращается к мудрости Творца, другой, к сожалению, уходит от Торы. Секрет заключается в единстве народа Израиля. Мы – единый организм, наши души связаны одна с другой невидимыми нитями. Эта связь может идти как во зло, так и во благо. Так, когда большая часть народа находится на низком духовном уровне, это сказывается на Торе всего народа в целом и каждого праведного еврея в отдельности. Когда-то раву из Бриска задали вопрос: почему евреи, когда во время войны бежали от нацистов в субботу, брали с собой вещи, которые не были необходимыми для пикуах нефеш, сохранения человеческой жизни? Рав ответил, что когда в какой-то части земного шара евреи пашут землю в субботу (в еврейских колхозах), то это состояние скверны в еврейских душах проникает во весь народ Израиля. Но есть и обратное влияние. Когда кто-то в среде сынов Израиля возвращается к Всевышнему, укрепляется в вере, то это имеет влияние на сердца всех евреев. В силу мощной, искренней тшувы единиц исправляется весь народ. Говорят наши мудрецы, что во время Геулы, окончательного избавления, произойдет разрушение всех преград, препятствующих распространению Б-жественного света, и он заполнит все мироздание. Это случится очень скоро, но когда именно – зависит от силы тшувы, Торы и Б-гобоязненности каждого из нас.

Подготовила Р. Кудрина


http://www.beerot.ru/?p=10004