Ваикра — Шхина в изгнании

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

4591

Недельная глава Ваикра

Мы начинаем книгу Ваикра. На языке мудрецов она также называется Торат коаним (учение коэнов). Главным образом книга посвящена порядку жертвоприношений (корбанот) и храмовой службе. Какое значение сейчас, когда Храма нет, для нас имеет знание порядка жертвоприношений? Зачем наши жертвы Б-гу, и каков их тайный смысл?

На прошлой неделе мы закончили читать хумаш Шмот – книгу Исхода, книгу освобождения. Окончанием процесса выхода нашего народа из египетского рабства, окончанием освобождения, стало строительство Мишкана – переносного Храма. При этом мы удостоились постоянного присутствия Шехины в самом Мишкане и среди народа Израиля. В Мишкане, а последствии и в Храме, приносились корбанот. Слово корбан обычно переводят на русский язык как «жертва», что совершенно не передает сути заповедей. На святом языке корбан происходит от корня קרב – керев – приближение. Смысл всех корбанот – приближение человека к Творцу.

Шехина – максимальное приближение Всевышнего к этому миру. Первоначально Шехина сошла после приношения сделанного Аароном, и в дальнейшем присутствовала в народе Израиля в силу корбанот. Существуют разные виды корбанот, каждый их которых выполняет свои задачи. В ходе постоянного ежедневного служения приносятся общественные приношения (от имени всего народа Израиля), называемые корбан тамид. Их задача – поддержание присутствия Шехины в нашем народе. Есть в Торе места, в которых корбанот называются хлебом жертвенника более того – хлебом Всевышнего. Но разве Всевышний нуждается в хлебе?! Он не нуждается ни в чем в силу Своего совершенства! Это требует объяснения. Мы знаем, что души бессмертны. Смерть – это разрушение того соединения души и тела, которое и называется жизнью, когда душа поднимается к Создателю, а тело возвращается в землю. Душа при этом не умирает. Существует два состояния – когда душа оживляет тело, и когда она покидает его, и тело распадается. Обычный человек нуждается в ежедневном приеме пищи и воды, чтобы поддержать эту связь души и тела. Подобно этому Всевышний, который называется душой народа Израиля, Сам, безусловно, не нуждается в питании. Но замыслом Творца было постоянное присутствие Шехины в народе Израиля, которое оживляло бы наш мир, как душа оживляет тело. И «питанием», поддерживающим это соединение «высшей души» и нашего мира должны были быть корбанот. Как писал Виленский Гаон, разрушение Храма – это смерть нашего народа. Наша «высшая душа» – Всевышний – оставил нас.

Вернемся к тому, что корбанот в Торе разделяются на виды. Есть деление на общественные и индивидуальные (то есть приносимые от имени отдельного человека) корбанот. Есть разделение в зависимости от формы и причин их принесения. Корбан ола (жертва всесожжения) – сжигается полностью, корбан шломим (мирная жертва) – включает части, сжигаемые во имя Всевышнего, доли коэнов и хозяина жертвы. Есть корбанот, приносимые из благодарности Творцу – корбан тода. Есть корбанот, приносимые в связи с совершенными человеком грехами – корбан хатат или корбан ашам.

Корбан ола символизирует готовность творения аннулировать себя перед Волей Творца. Принося этот корбан, мы осознаем, что единственная объективная реальность – это Творец. Нет никакой причины, никого источника жизни, кроме Него. Поэтому мы должны аннулировать в себе все, что противоречит воле Творца.

Другой смысл заложен в корбан шломим. Наш великий учитель рав Ицхак Зильбер говорил, что то, чего ему действительно не хватает в жизни, – это возможности принести корбан шломим в благодарность Творцу за все те чудеса, которые Всевышний сделал ему в жизни. Название шломим происходит от шалом – мир, или шалем – целостный, цельный. Как мы сказали выше, в шломим каждый получает долю. Условно говоря, каждый «восполняется», обретает цельность, и при этом никто ни остается «обделенным», что приводит к миру. Этот корбан символизирует то, что воля Творца не аннулирует все явления и объекты этого мира, а наоборот – наполняет их, освящает и дает всему творению внутренний смысл.

Повинные жертвы – корбан хатат и ашам приносятся, когда из-за определенных поступков человек отдалился от Всевышнего, и это отдаление необходимо исправить.

Храм образно называют «пупом Земли». Это можно объяснить так: подобно тому, как через пуповину ребенок получает питание и все жизненные силы от матери, так весь мир получает все жизненные силы через Храм. Необходимо понимать глубину трагедии разрушения Храма. Храм приносит в этот мир Шехину. Присутствие Шехины в этом мире обеспечивает оживление мира, а уход Шехины сопоставим со смертью, возвращение – с оживлением из мертвых.

В конце книги Берешит говорится «Яаков ожил», а мудрецы поясняют, что к нему вернулась Шехина. Как нам жить, когда у нас нет Храма? Откуда черпать жизненные силы? На нашу недельную главу Бааль а-Турим приводит удивительный комментарий. Он говорит, что изучение Торы – равноценно всем корбанот. Это можно объяснить так: суть корбанот – приближение к Творцу. Суть изучения и исполнения Торы – также приближение к Творцу. Сказано в Зоар, что Всевышний, Тора и народ Израиля – едины. Это единство нашего народа с Творцом обеспечивает Тора. Когда мы живем, постигая волю Всевышнего через изучение Торы, мы создаем кирва – близость (слово корбан – однокоренное со словом кирва) со Всевышним.

В Торе написано, что днем перед евреями шло облако, а ночью – огненный столп. Мудрецы поясняют, что облако символизирует присутствие Шехины в Храме, а огненный столп – символизирует Тору, сопровождающую нас во всех изгнаниях, которые сравнивают с ночью. Сегодня Тора – это все что у нас есть, чтобы восполнить отсутствие корбанот. Хафец Хаим, опираясь на слова Талмуда, говорит, что изучение разделов Торы, говорящих о корбанот, храмовой службе, равносильно исполнению заповедей принесения корбанот в Храме.

В трактате Брахот говорится, что место присутствия Шехины – там, где изучают Тору. Существует такое понятие шхинта бе-галута – Шехина в изгнании. Рамхаль, опираясь на Зоар, пишет о том, что Ноев ковчег намекает на это. В ковчеге в небольшом ограниченном пространстве чудесным образом Всевышний собрал весь мир, и там была Шехина, а вокруг был потоп. Стенки ковчега были той тонкой гранью, которая разделяла между жизнью и смертью. В изгнании Шехина находится в местах изучения Торы и не ощущается вне этих мест, подобно тому, как не было Шехины за бортами ковчега, во время потопа.

В этом – трагедия потери Храма. Ведь во времена Храма Шехина, пребывавшая там, изливалась в мир, и каждый мог почувствовать присутствие в мире Творца. Весь мир стекался в Иерусалим, в Храм, привлекаемый исходящим из него светом истины. Но в галуте рядом с величайшим местом присутствие Шехины, как, например, ешива Мир, может находиться место идолопоклонства, и Шехина снаружи не будет ощущаться.

В прошлом году состоялось собрание евреев, подобного которому не было со времен разрушения Храма. В Иерусалиме в одном месте собралось 800 тысяч евреев. Собрались евреи очень разных уровней в Торе, из разных общин. Их всех объединяло одно – осквернение Торы, которое вызвал закон об уголовной ответственности тех, кто не желает оставить ешивы и пойти служить в армию. Каждый такой шаг, каждый отрыв от Торы нашего народа – это дополнительное изгнание Шехины, и скорбь об этом собрала в одном месте столько людей.

Многие чувствовали там небывалое раскрытие Шехины, но были те, кто ничего не ощущали. Их было мало, и они неприязненно относились к происходящему. Даже находясь в месте Шехины можно быть отгороженным от нее. Творец так устроил этот мир, что добро и зло существуют в нем одновременно, и Всевышний настолько скрывает свое управлением миром, что можно ошибиться и подумать, что этого управления – нет. Сокрытие Всевышнего – это изгнание Шехины. Но когда Шехина выходит из изгнания, наступает Геула – раскрытие Всевышнего в мире.

Мы еще находимся под влиянием светлой радости праздника Пурим. Во все праздники есть заповедь говорить Алель, особые отрывки из Теилим. Мы говорим Алель в Песах, Шавуот, Хануку, Суккот, но не в Пурим. Почему? Талмуд дает два ответа. Первый – что заповедованное мудрецами чтение Мегилат Эстер – это и есть Алель Пурима. И другой ответ – нет однозначной внешней причины говорить Алель. До чуда Пурима мы были рабами Ахашвероша и после Пурима мы остались его рабами. Что произошло? С одной стороны, все перевернулось: Всевышний дал силы Аману уничтожить наш народ, но в силу молитвы Мордехая и Эстер, в силу молитвы и тшувы всего народа, случилось обратное, – повержен был Аман, его потомство и многие наши ненавистники, а еврейский народ был спасен. При этом все события протекали, казалось бы, по законам этого мира, при естественном стечении обстоятельств. Чтение Мегилат Эстер – важнейшее постановление мудрецов Торы, которое отодвигает почти все заповеди Торы! Сила этого постановления в важности провозглашения чуда Пурима. Это чудо было скрыто, оно не было сверхъестественным в глазах людей, но даже «естественный ход событий» так же является инструментом Творца. Простая череда совпадений – ни что иное, как проявление управления Свыше. Скрытое чудо Пурима учит нас видеть Всевышнего в «темноте», Творец присутствует в нашем народе и во времена Галута. Человек может ощущать Шехину так, как будто никогда не было изгнания. Говорят наши мудрецы, что после событий Пурима наш народ заново принял на себя Тору полноценно и безусловно – из любви к Всевышнему.

Весь месяц Адар – благоприятное время для нашего народа, это дни веселья и радости. При этом изначально это время было не хорошим, поскольку, именно в этом месяце Аманом был брошен жребий и принято «окончательное решение еврейского вопроса». Но по милости Творца это время было перевернуто для нас из страдания в радость. Однако поскольку окончательное освобождение в Пурим не наступило, то это время скрытой радости, радости в Галуте. В это же время евреи еще раз, добровольно, приняли на себя Тору. Это принятие Торы в Галуте, принятие Торы в состоянии сокрытия Творца было по сути корбаном и приблизило народ Израиля к Творцу, а Шехина спустилась в каждое еврейское сердце.

Подготовила Р. Кудрина


http://www.beerot.ru/?p=12581