Недельная глава Хаей Сара — Великая заслуга изучения Торы

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1699

И Авраам стар, на склоне дней, и Господь благословил Авраама во всем (Берешит, 24:1).

Последняя мишна в трактате Кидушин (82а) приводит слова раби Неорая: «Оставляю я все ремесла, что есть в мире, и обучаю сына моего только Торе». Раби Неорай аргументирует свое поведение тем, что изучение Торы дает человеку несравненно больше в этом мире, чем какая-либо профессия. И он поясняет: «Человек получает свою часть воздаяния за изучение Торы в этом мире, но его основная часть сохраняется ему для мира грядущего, а остальные ремесла – совсем не такие (все остальные занятия и профессии приносят лишь временное вознаграждение) пока человек не заболеет или постареет, или пострадает от мук, из-за которых он не сможет заниматься своей работой. Однако Тора – совсем другое дело. Она охраняет его от всякого зла в его юности и дает ему будущее и надежду в его старости». Как доказательство своим словам раби Неорай приводит стих из нашей недельной главы (Берешит, 24:1): «…и Г-сподь благословил Авраама во всем» – даже в старости, когда силы Авраама уменьшились, у него не было ни в чем недостатка, поскольку Всевышний благословил его за изучение Торы.

На первый взгляд непонятно, на основании чего раби Неорай понял из этого стиха, что Авраам был благословен именно в заслугу его изучения Торы. Быть может, он получил благословение из-за множества других заслуг, которые у него были. Ответ на этот вопрос я слышал от рава Игаля Полищука. Он объяснил, что, возможно, раби Неорай учил это из начальных слов стиха: «И Авраам состарился (букв. «старцем пришел в дни его»)». Талмуд в трактате Кидушин (32б) сообщает, что слово זקן (старец) обычно в Писании обозначает мудрого человека, как это мы можем видеть из слов Г-спода Моше (Бемидбар, 11:16-17): «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Исраэля, о которых знаешь, что они старцы народа (זקני העם), и они будут нести с тобою бремя народа». Несомненно, что для того, чтобы руководить народом была необходимость именно в мудрых, а не просто в пожилых людях. Раби Йоси же добавляет, что само словזקן  (закен) намекает на мудрого человека, ведь буквы этого слова означают зе кана хохма – «этот приобрел мудрость». Выходит, что сам стих говорит о заслуге, за которую Г-сподь благословил Авраама «всем». Подтверждение этому объяснению мы находим в мидраше, который объясняет, что слово «стар» в нашем стихе обозначает приобретение Авраамом мудрости Торы.

Авраам выполнял великое множество заповедей – подобное количеству волн в море (Сандерин, 94б). Он постоянно делал добро окружающими, обучал их выполнению воли Творца, он был испытан десятью испытаниями и устоял во всех (Пиркей Авот, 5:3). Но, несмотря на это, главная причина долгожительства и благословения, которое он получил от Творца, заключалась именно в изучении Торы.

Почему так? Ответ на этот вопрос мы сможем получить, обратившись к словам Рамхаля в книге «Дерех Ашем». Великий каббалист пишет, что цель человека в этом мире заключается в приближении всеми силами к Всевышнему. Изучая Тору и задумываясь о Его воли, о Его законах, о Его путях, человек исполняет заповеди в совершенстве, как сказано «велико учение, приводящее к исполнению». Кроме того, вникая в Тору, человек максимально приближается к Творцу, что укрепляет его веру, трепет и любовь к Творцу. По этой причине изучение Торы является самой большой заповедью, и человек получает за нее самую большую награду.


http://www.beerot.ru/?p=7367