Люди, подобные ангелам

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

422
беар-бехукотай

В книге Теилим (103:20) сказано: «Благословите Г-спода, ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его». Мидраш Танхума (Ваикра, 1) пишет, что царь Давид этими словами обращается к людям, подобным своими духовными качествами ангелам. Кто же эти люди? Это те евреи, которые соблюдают законы седьмого года «Шмита». «Человек видит свое поле и деревья заброшенными и бесхозными, ограда его сада проломлена, а плоды поедаются каждым желающим, и он преодолевает чувство негодования и не высказывает свое возмущение. Такой человек воистину силен», – утверждает мидраш. В доказательство тому, что подобные люди являются воистину сильными, мидраш приводит изречение наших мудрецов (Пиркей Авот, 4:1): «Кто считается сильным? Тот, кто покоряет свое (дурное) начало».

Как мы видели в Мидраше объясняется, почему такие люди считаются «сильными», однако Мидраш не объясняет, почему царь Давид называет их «ангелами». Возможно, объяснение состоит в следующем. Рамхаль в книге «Дерех Ашем» (4-ая часть) пишет, что упование на Г-спода наилучшим образом «приближает человека к Творцу и усиливает в нем святость и духовную чистоту». Будучи святым и духовно чистым человек похож на святых и чистых ангелов, близких к Создателю.

Важность упования на Всевышнего мы видим из слов пророка Ирмияу (17:5-7): «Так сказал Г-сподь: проклят тот, который полагается на человека и делает плоть опорой своей и чье сердце удаляется от Г-спода… Благословен тот, который полагается на Г-спода и чьей опорою будет Г-сподь». А Виленский Гаон в комментарии на книгу Мишлей (22:19) пишет, что «основная цель дарования евреям Торы была в том, чтобы они уповали на Г-спода».

Другой Мидраш, «Ваикра Раба», также считает, что этими словами царь Давид обращается к соблюдающим законы седьмого года. Однако Мидраш подчеркивает дополнительный аспект, почему эти люди считаются «ангелами, крепкими силой». «Обычно», пишет мидраш, «человек выполняет заповедь раз в неделю, либо раз в год, а в этом случае на протяжении целого года еврей видит свое поле и свой виноградник заброшенными и запущенными и молчит!» Пишет рав Хаим Шмулевич («Сихот Мусар», 69): «В силах человека крепиться один или два дня, а в особенных случаях – на протяжении недели или месяца, однако противостоять йецеру целый год… видеть свое поле и свой сад, над которыми работал в поте лица, запущенными, и каждый, кто возжелает, может вкусить плоды его трудов и мучений, и при всем этом молчать, – это превыше человеческих сил». Рав Шмулевич поясняет, что обычно решение человека, какое бы крепкое оно ни было, с течением времени постепенно ослабляется и угасает. Тот же, кто в состоянии оставаться непоколебимым в своем решении в течение продолжительного времени, несомненно, имеет силы не человечка, а ангела.

И, все же, откуда эти евреи черпают силы не слабеть с течением времени в решении соблюдать законы седьмого года?

Обычно сила йецер а-ра состоит в том, что он каждый день убеждает еврея: из-за соблюдения той или иной заповеди ты упускаешь многие блага мира. Эти мысли постепенно «просачиваются» в сознание еврея и тем самым лишают его сил продолжить соблюдать эту заповедь. Однако тот, кто понимает, что нарушение воли Творца – это духовная смерть, не будет ни на минуту сожалеть о соблюдении заповедей и упущенных из-за них каких-то мнимых мирских благ.

Это можно уподобить соблюдающему диету: зачастую такому человеку тяжело устоять против вкусно пахнущих и аппетитно выглядящих блюд, однако, если ему, к примеру, станет известно, что в них есть смертельный яд, у него, разумеется, не возникнет никакого желания их отведать, как бы аппетитно они ни выглядели. Так же и мы должны относиться к нарушению, не дай Б-г, воли Творца – как к смертельному яду, и тогда у йецер а-ра не будет никакой возможности помешать нам соблюдать заповеди Г-спода.


http://www.beerot.ru/?p=53619