Первые фамилии — Из комментариев Рамбана к недельной главе Пинхас

Дата: | Автор материала: Рамбан

1256

От Зераха – он же Цохар (צחר), (а это имя образовано) от словаצהר (цоар – блеск, сияние). [См. Берешит, 46:10, где пятый сын Шимона назван не Зерахом, как здесь, а Цохаром. Рамбан (Бемидбар, 2:14) поясняет, что «в святом языке принято давать различные имена, имеющие близкое значение». А имя Зерах (זֶרַח) образовано от основыזרח (светить, сиять). Таким образом, оба имени имеют значение, близкое к понятию «свет».] Однако родовая ветвь Оада (третьего сына Шимона) прекратила свое существование, и так же пять родовых ветвей колена Биньямина, ведь он пришел в Египет с десятью сыновьями, а здесь перечислены только пять родов. Так объясняет Раши. И еще он пишет: «Все родовые ветви были названы именами спустившихся в Египет. А именами тех, кто родился с тех пор и далее родовые ветви не называли, кроме семейств Эфраима и Менаше, в которых все родились в Египте, а также (родовых ветвей) Арда и Наамана, сыновей Белы, сына Биньямина. И я нашел толкование раби Моше Даршана, согласно которому мать Арда и Наамана принесла их в Египет в своем чреве, и таким образом они как бы находились в числе пришедших в Египте (с праотцем Яаковом). Поэтому-то они основали отдельные родовые ветви, как Хецрон и Хамуль, внуки Йеуды, а также Хевер и Малкиэль, внуки Ашера. И если это древнее предание, то хорошо. Но если – нет, то я бы объяснил иначе: у Белы было множество сыновей, но от этих двоих, Арда и Наамана, произошли особенно многочисленные семейства – и поэтому потомки остальных сыновей были названы именем Белы, а потомки этих двоих – их именами». Все это комментарий Раши.

И действительно, если приведенное толкование раби Моше Даршана является преданием, полученным по цепи традиции от наших наставников, то придется смириться с такой натяжкой. Только надо будет уточнить, что Йохевед, родившаяся на границе Египта прямо в день вступления в эту страну, включена в число «семидесяти душ» – но эти двое родились спустя несколько месяцев.

Однако, если это толкование не является древним преданием, то следует отбросить его двумя руками! Но можно объяснить, что, поскольку сыновья Биньямина, Ард и Нааман, умерли бездетными, Бела пожелал сохранить имена своих братьев в народе Израиля и назвал двух своих сыновей именами умерших братьев. А возможно, он вступил в брак с их женами, так как он – первенец. Таким образом, сыновья Белы, Ард и Нааман, стали основателями родовых ветвей этого колена, чтобы сохранились имена Арда и Наамана, сыновей Биньямина, пришедших с ним в Египет.

Но мне кажется верным, что Нааман и Ард, которые названы среди сыновей Биньямина там, в главе Ваигаш, – это и есть сыновья его первенца Белы, как объяснено здесь, и так же они упомянуты в Диврей а-Ямим. Ведь в Писании внуки часто называются сыновьями, как сказано: «А не знаете ли сына Нахора, Лавана?» (Берешит,29:5). А в Диврей а-Ямим (1, 1:17) написано: «Сыновья Шема – Элам и Ашур, и Арпахшад, и Луд, и Арам, и Уц, и Хул, и Гетер, и Мешех» – а ведь четверо последних являются его внуками! И хотя так не написано по поводу сынов Переца и сынов Брии, (возможно, в отношении сыновей Белы существовала какая-нибудь особенная причина): может быть, они росли на коленях Биньямина и поэтому считаются как бы его детьми, подобно (написанному): «И вот потомство Аарона и Моше – …первенец Надав и Авиу, Элазар и Итамар» (Бемидбар, 3:1). [И хотя в этой строке Торы перечислены только сыновья Аарона, они названы также и «потомством Моше», потому что Моше обучал их Торе, а «тот, кто обучает человека Торе, как будто произвел его на свет».] А можно объяснить так: поскольку сыновей у Биньямина было больше, чем внуков, малое число присоединено к большему.

И дело в том, что в народе Израиля был обычай: ставить над собой главу рода, чтобы все последующие его потомки навсегда сохраняли родовую связь с ним и назывались бы в его честь. И точно так же поступают сегодня все ишмаэлитяне и все евреи, живущие в их странах, называя каждого по его родовому прозвищу (т.е. по фамилии), – Ибн Эзра или Ибн Шушан. И об этом сказано: «Вот главы их отчих домов» (Шмот, 6:14) – ведь со времени, когда сыны Израиля стали умножаться в Египте, они поставили над собой глав родов, чтобы от них вести свою родословную. И возможно, они стали поступать так именно в Египте, чтобы не смешаться с другими народами и выделить «знатных людей в коленах их» – и это стало свидетельством и уставом для народа Израиля.

И вот, все люди, перечисленные в этом (рассказе Торы о пересчете), стали в Египте главами «отчих домов», и «родовые ветви» назывались их именами. И поэтому здесь названы родовые ветви Махира и его сына Гилада, а также его внуков Иезера и Хелека, и их братьев, и (родовые ветви, исходящие) от детей и внуков Йеуды и Эфраима, – ведь все перечисленные здесь люди обладали властью и почетом, и стали главами родов.

А (сыновья Белы, Ард и Нааман, названы здесь) вовсе не из-за того, что от них «произошли особенно многочисленные семейства», как утверждает Раши, – ведь у всех было очень большое потомство, так как в Египте все «сыны Израиля плодились и размножались, и стали очень многочисленны и сильны» (Шмот 1:7), – но только по той причине, что их поставили главами (родовых ветвей). И все же во главе большинства родов стояли знатные предки, пришедшие в Египет с Яаковом, и лишь немногие поставили во главе своих родов потомков Яакова, родившихся уже в Египте, – поэтому-то большинство перечисленных здесь родов восходит к пришедшим в Египет. И эти родовые ветви названы именами пришедших в Египет, поскольку именно там было установлено такое (родословие по «фамилиям»).


http://www.beerot.ru/?p=27126