Толдот — Материальные блага, ставшие духовным

Дата: | Автор материала: Рав Йоэль Тейтельбойм из Сатмара | версия для печати версия для печати
материальные блага

«И даст тебе Б-г от росы небесной и от туков земли…» (Берешит, 27:28).

Сказано в источниках, что Эсав и Яаков разделили между собой два разных мира. Яаков взял себе в наследие мир будущий, а Эсаву достался наш материальный мир. И если так, то, как мы, потомки Яакова, можем получать хоть малейшее удовольствие от мира, в котором мы живем? Ведь все его блага принадлежат Эсаву?

Множество ответов на этот вопрос приводят наши мудрецы. Поясняется, что Эсаву принадлежит лишь та часть материального мира, которая имеет отношение к естественному течению жизни. Но даже при таком положении, евреи имеют право пользоваться всем тем, что необходимо для минимального поддержания жизни и для сохранения возможности изучения и соблюдения Торы. Это можно сравнить с продажей поля, когда бывший хозяин оставляет тропинку в своем владении, чтобы продолжать ходить через поле. Все это в соответствии с простыми понятиями законов купли и продажи в этом мире. Однако есть еще одна часть материального мира, которая никогда не принадлежала Эсаву, и никогда не будет ему принадлежать. Речь идет о тех благах и изобилии, которые оказываются в нашем мире не естественным образом, а путем чуда, или через благословение Всевышнего. Подобные материальные блага являются новыми созданиями, которые никогда не имели отношения к этому миру.

И вот Ицхак благословляет Яакова: «И даст тебе Б-г от росы небесной и от туков земли, и множество хлеба и вина» (Берешит, 27:28). Поясняет Раши: даст тебе, а потом вернется, и даст повторно. То есть, что приумножится его состояние благодаря благословению Всевышнего. И на блага, полученные в результате благословения Всевышнего, права Эсава не распространяются, даже если это изобилие, превышающее необходимый для жизни минимум.

Такое положение вещей будет вплоть до времен, когда начнется воскрешение из мертвых. И как только наступит этот момент, тогда потеряет Эсав все свои права на материальный мир, и весь он будет отдан для пользования народу Израиля.

Чудо Элиши со склянкой масла

В книге Царей (ч. 2, гл. 4) рассказывается о чуде, которое совершил пророк Элиша. У вдовы пророка Овадьи хотели отобрать сынове, за долги, но Элиша помог ей. Он сделал так, что невероятно преумножилось оливковое масло, единственное из всего съестного, что было в доме. И когда закончились сосуды, которые были способны принять в себя изливавшееся из склянки масло, Элиша говорит вдове: «Иди, продай масло и уплати долг свой; а на то, что останется, будешь жить с сыновьями своими» (ст. 7). Поясняется в «Мидраш Агада»: на то, что останется будешь жить – до того времени, пока не наступит момент воскрешения из мертвых.

Разумеется, мидраш не имел в виду, что остатками этого масла будут пользоваться вплоть до воскрешения из мертвых. Ведь нет никакой необходимости в столь значительном чуде. Имелось в виду, что благословение от этого чуда, когда изобилие приходит в дом не естественным путем, а благодаря молитве, останется навсегда. И лишь после воскрешения из мертвых, когда из могил встанут все великие народа Израиля, в таком влиянии не будет надобности. Ведь тогда сила молитвы всех живших на земле праведников будет столь велика, что они смогут притянуть Свыше в наш мир невиданное изобилие. И тогда весь материальный мир, даже та часть, которая существует и развивается естественным путем, станет результатом благословения Свыше. И тогда у Эсава не останется ничего…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

глаз
| Рав Нахум Шатхин

мир
| рав Яаков Галинский

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий