Врата служения. Рабейну Йона Геронди. Главы 44, 45

О МОЛИТВЕ

Врата служения

Рабейну Йона Геронди

Глава 44

И так сказали мудрецы наши в Иерусалимском Талмуде (Брахот, 9, 1): «Раби Шимон бен-Лакиш говорит: «Человек из плоти и крови, у которого есть друг. Если богат этот друг – человек признателен ему, если беден – не признателен. Не таков Всевышний, благословен Он. Ведь даже когда опускаются евреи до самого низа, Он зовет их братьями и ближними своими, как сказано (Теилим, 122:8): “Ради братьев и ближних моих …”.

Раби Абон и Раби от имени раби Шимона бен-Лакиша говорят: «Человек из плоти и крови, у которого есть родственник. если ученый родственник – человек благоволит к нему, говорит: “Пусть войдет господин такой-то!” Однако Всевышний, благословен Он, поступает не так. Весь Израиль назвал Он близкими своими, как сказано (Теилим, 148:14): “И вознес Он рог [мощь] народа Своего …”.

Раби Пинхас от имени раби Зейры говорит: «Человек из плоти и крови. Если он слишком докучает своему покровителю, говорит тот: “Откуда взялся такой-то, что докучает мне (то есть лучше уж был бы я врагом его, чтобы он не надоедал мне)!” Однако Всевышний, благословен Он, не таков. Сколько бы ты не докучал Ему, Он внимает тебе, как сказано (Теилим, 55:23): “Возложи на Г-спода ношу твою [т. е. полагайся на Него в своих заботах], и Он прокормит тебя”».

И еще сказано там. «Сказали от имени раби Симлая: человек заходит в синагогу, стоит у столба и шепчет молитву Всевышнему, благословен Он. Может ли Б-г быть ближе? Об этом сказано (Дварим, 4:7): “… кто как Г-сподь Б-г наш [т. е. близок нам] всякий раз, когда мы взываем к Нему”.

Раби Юдан от имени раби Ермии говорит: «Человек из плоти и крови не может в трудный час войти к своему покровителю неожиданно. Он должен подойти к воротам его двора и позвать кого-нибудь из слуг или домашних. А они уж скажут покровителю, что такой-то просит позволить ему войти. Однако Всевышний, благословен Он, не таков. Сказал Всевышний: «Если случится с тобой беда, не проси не Михаэля, ни Гавриэля ответить тебе. Возопи ко Мне и Я отвечу тебе, как сказано (Йоэль, 3:5): “И будет: всякий, кто воззовет Именем Г-спода, спасется”.

Раби Пинхас от имени раби Танхума бар-Ханилаи говорит: «Человек из плоти и крови, который попал в руки врагов своих, даже у входа во двор покровителя, кричал, зовя его (покровителя). Пока вышел покровитель, полоснули ему мечем по горлу (и убили). Всевышний не таков. Спас Он Йеошофата от меча Арама, как сказано (Диврей а-ямим, 2, 18:31): “И возопил Йеошофат и Г-сподь помог ему”, хотя врагам оставалось всего лишь поразить его мечем, как сказано (там же): “И отстранил их Б-г от него”.

Учил раби Зейра, сын раби Абау, от имени раби Илаи. Сказано (Теилим, 146:5): “Замечателен дом того, кому в помощь Б-г Яакова …”, и сказано затем: “Создающий небо и землю …”. Какое, казалось бы, отношение имеет одно к другому? Но ведь царь из плоти и крови, если правит одной областью, не правит другой, а если правит на суше, то не на море. Однако Всевышний, благословен Он, не таков. Он правит и сушей и морем, Он спасает и на суше и на море, Он спас Моше от меча фараона и Он спас Йону из чрева рыбы. Он спас Хананью, Мишаеля и Азарью из огненной печи и Он же спас Даниэля из ямы со львами. Об этом сказано (Теилим, 146:6): “… создающий небо и землю, море и все, что в нем”. И сказано: “Хранящий истину навеки”».

Глава 45

Об этом сказал благочестивый, что не рабство – служение единому Б-гу. И сказал певец, что тот, кто подвластен времени – раб, но лишь раб Б-га свободен. Поэтому, тот, кто ищет себе удела, пусть скажет: «Удел мой – Г-сподь, сказала душа моя» (Эйха, 3:24). Поскольку награда за все, чтобы ни делал человек в служении благословенному Б-гу, будет сохранена для него в целости и в этом мире и в мире грядущем. В этом мире – как сказано мудрецами (Авот, 4:2): «Одна заповедь влечет за собой другую» и (там же): «Награда за заповедь – заповедь». И говорит благочестивый, что нет радости, подобной радости исполнившего заповеди. Нет заслуги большей, чем исполнение заповеди, ибо нет меры воздаянию за нее. И еще сказали мудрецы (Авот, 4:17): «Лучше час в раскаянии и добрых делах в этом мире, чем вся жизнь мира грядущего», — как говорили мы прежде.

Также и в грядущем мире ожидает его награда в совершенном благе, уготованном в будущем.

И еще более очевидным станет сказанное выше, что нет преимущества у богатого по сравнению с бедным в служении Творцу, если обратиться к жертвоприношениям. Это наиболее угодное Б-гу служение, совершавшееся одной семьей, избранной среди всего народа Израиля, среди всего человечества и среди всех созданий [потомками Аарона], и в месте, избранном изо всех мест, как говорилось прежде, оно служило искуплением всех душ. И именно в этом служении были равны все евреи, ибо каждый приносил раз в году полшекеля (для приобретения общественных жертв). Как сказано (Шмот, 30:12): «Когда будешь вести счет сынов Израиля по числам их, и дадут каждый выкуп души своей Г-споду при подсчете их. Богатый пусть не даст более, а бедный – менее, чем половина шекеля».

На эти шекели приобретались все общественные жертвы. Два ягненка для постоянных ежедневных жертвоприношений, как сказано (Бемидбар, 28:4): «Одну овцу принеси утром, а вторую овцу принеси к вечеру». И, кроме этого дополнительные жертвы (мусафим) в субботы, праздники и новомесячья, а также и мучные приношения и возлияния вина, которые приносились вместе с каждым жертвенным животным. Также и прочие общественные жертвы, такие, как искупительные жертвоприношения козлов в новомесячье, бык и козел в Йом Кипур, сжигаемые быки и козлы, приношение из ячменного снопа (омер), хлеба приношения в Шавуот, и хлеба, возлагавшиеся на столе в Храме. А также жертвы, которые приносили, когда не было обязательных, чтобы жертвенник не пустовал, и прочие общественные жертвы. Все это приобретали на шекели, собранные поровну со всех евреев.

И само место, где находился Храм принадлежало в равной степени всему народу Израиля. Царь Давид купил его у Аравны, царя евусейского за шестьсот шекелей, которые собрал по пятьдесят с каждого колена. Поэтому в одном месте написано, что Давид заплатил пятьдесят шекелей (Шмуэль, 2, 24:24), а в другом (Диврей а-ямим, 1, 21:25) – шестьсот. Также и Иерусалим, освященный город, где ели мясо жертв и вторую десятину, принадлежал в равной степени всему народу Израиля, как сказано мудрецами (Йома, 12а), что Иерусалим не был поделен между коленами.

Также и города, где жили коэны и левиты – служители Храма, были выделены для них каждым из колен. И труму и десятины получали они от всего народа, чтобы все евреи были равны в своем участии в жертвоприношениях, и не кичился бы богач богатством своим, полагая, что его удел в служении Творцу более, чем удел простого народа.

Также и в отношении искупительных жертв, приносимых за грех, были равны все, и бедные и богатые. Исключением был только один вида жертв (корбан оле ве-йоред),где богатый приносил овцу, бедный – двух горлиц или двух голубят, а бедный из бедных – меру муки. И именно из сказанного об этом следует, что приношение бедного из бедных приятнее Б-гу, чем жертва богача: «И душа (человек), когда принесет мучное подношение …» (Ваикра, 2:1).

Говорят мудрецы наши, что в связи с жертвой бедняка, который приносит мучное подношение, в отличие от других стихов употребляется слово «душа». Это для того, чтобы знал ты, что на небесах будет зачтено ему это, как будто принес он в жертву душу свою. Полагаясь на это, сказали мудрецы (Менахот, 110а): «Много ли делает человек, или мало – главное, чтобы обратил он сердце свое к Небесам».

Сказали мудрецы наши (Гитин, 7а): даже бедняк, живущий на подаяние, обязан помогать деньгами другим бедным. И гроши бедняка дороже Всевышнему, чем серебряная монета богача. И также сказали мудрецы (Ктубот, 67а): «По верблюду и поклажа». То есть, каждому надлежит жертвовать бедным в меру своего богатства, подобно тому, как труму и десятины отделяют в соответствии с количеством урожая. Также и на всех путях служения Всевышнему, поступая по мере своих сил и возможностей, достигнет человек ступени тех, кто служит Ему в совершенстве.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=4335