Врата служения. Рабейну Йона Геронди. Главы 46, 47, 48, 49

О МОЛИТВЕ

Врата служения

Рабейну Йона Геронди

Глава 46

Таким образом, как мы объяснили, все евреи равны в своих возможностях служения Творцу, да будет Он благословен и превознесен. Каждый из Израиля может достичь высшей ступени служения Всевышнему, при условии, что будет служить Ему всякий час и всякое мгновение, всем сердцем своим, всей душой, во все дни жизни своей, всеми силами и возможностями, как мы говорили.

И еще следует знать, что скорее достигнет высокой ступени в служении Творцу тот, кто беден, смирен духом, тесним и гоним, чем прочие, обладающие достоинством и значимостью среди людей. Ибо тот, кто важен и уверен в себе, из-за заносчивости сердца не в состоянии быть смиренным и совершенно приниженным духом, чтобы полностью осознавать величие и превознесенность Творца и величие обязанности служения Ему. Такому человеку тяжело осознавать себя созданием ничтожным и презренным, что должно побудить человека служить Творцу в страхе и трепете, от всего сердца, с помыслами чистыми и ясными. Так сказали о себе Авраам (Берешит, 18:27): «А я – прах и пепел», Моше и Аарон (Шмот, 16:7): «А мы – что?!», и Давид (Теилим, 22:7): «А я – червь, а не человек».

Как говорили мы прежде, служение Всевышнему зависит от намерений сердца. Человеку следует смириться перед Творцом и решиться служить Ему всем сердцем, всей душой и всеми силами своими. Качество же смирения легче встретить среди народа бедного и приниженного, чем среди прочих людей. И сказано (Теилим, 51:19): «Сердцем сломленным и смиренным, Б-же, не погнушайся». И сказано (Теилим, 22:25): «Ибо не пренебрег [Он] и не побрезговал смирением бедняка». И сказано (Йешаяу, 57:15): «Возвышенный и Святой со смиренным и приниженным духом обитает».

Глава 47

И, как мы видим теперь, униженные и бедные обладают в служении Творцу, благословен Он, преимуществом по сравнению с большинством тех, кто почтенен и значим среди людей. Об этом сказал пророк, мир ему (Ирмияу, 9:22): «Да не хвалится мудрец мудростью своей, и да не хвалится могучий мужеством своим, и да не хвалится богач богатством своим. Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он постигает и знает Меня». Три достоинства, которые упоминает стих – мудрость, мужество и богатство – достоинства, имеющие особую важность в глазах людей. Но не стоит гордиться ими, говорит пророк, пока они не причастны к «постижению и знанию Меня», не причастны к страху перед Небесами, как говорится в конце: «Ибо Я – Г-сподь, творящий милость, и правосудие, и милосердие на земле, ибо их возжелал Я, — слово Г-спода».

Другими словами, достоин хвалы тот, кто знает Творца и потому трепещет перед Ним, и служа Ему всем сердцем, следует путями Его, творя правосудие и благодеяние, ибо знает, что Всевышний творит милость, и правосудие, и благодеяние на земле, ибо в этом – воля Его. Поэтому и человеку подобает стараться делать благо всем созданиям, творить милость, правосудие и благодеяние с ними, по мере своих сил и возможностей, которыми наделил его благословенный Б-г. Как сказано мудрецами о стихе: «Почитай Г-спода достоянием своим» (Мишлей, 3:9) – почитай Его всем, что дал тебе Г-сподь, лучшим из того, чем Он наделил тебя.

И также следует стараться всегда привести жизнь всех созданий на земле в соответствие с волей благословенного Творца, создавшего мир населенным и мирным, как сказано (Йешаяу, 45:18): «Не пустыней создал ее (землю) – населенной сотворил». И сказано (Мишлей, 29:4): «Царь правосудием утвердит страну». И говорят мудрецы наши (Авот, 1:18), что ради трех вещей существует мир: правосудия, истины и мира, как сказано (Зхарья, 8:16): «Истинно и судом мира судите во вратах ваших». То есть, людям в мире следует вести себя в соответствии с этими качествами, чтобы существовал мир. И еще сказали мудрецы наши (Авот, 1:2), что на трех основаниях стоит мир: на Торе, служении и благодеянии. Благодаря лишь немногим благочестивым, которые занимаются Торой, служением Творцу и благодеянием, существует весь мир, как сказано (Мишлей, 10:25): «И праведник – основание мира» (т. е. весь мир держится на праведниках).

Таким образом, только достоинства, о которых говорится «постигни и знай Меня», достойны восхваления. Тому же, чьи достоинства не причастны к этому, нечего гордиться ими, ибо они не во благо ему, но лишь во зло, ибо он не употребляет их для служения Творцу. Как станет гордиться он и похваляться добрым качеством, которым обладает себе во зло?!

Глава 48

И еще следует знать, что даже того, кто служит Б-гу, направляя все свои качества на то, чтобы «постичь и знать Меня», подстерегает опасность утраты достигнутого в служении. Как сказано (Дварим, 32:15): «И отучнел Йешурун, и стал брыкаться», и сказано (Дварим, 8:14): «И вознесется сердце твое, и забудешь ты Г-спода Б-га твоего». И царя в особенности предостерегает Тора от того, чтобы преумножать золото и серебро (см. Дварим, 17:17). И сказано (Мишлей, 30:8): «Нищеты и богатства не давай мне, обеспечь меня хлебом насущным». Также и Яаков – отец наш, мир ему, просил у Творца, благословен Он, лишь хлеб, чтобы есть, и платье – одеться. Поэтому люди благочестивые относятся к достигнутому ими в служении, как будто ничего не достигнуто. Как сказал Давид, мир ему (Теилим, 25:16): «… ибо одинок и беден я», совершенно пренебрегая собой самим, дабы полагаться только на Творца. Также и в отношении богатства – он не придавал ему никакого значения, чтобы не полагаться на него и быть весьма смиренным, чтобы не уповать ни на что, кроме Творца мира.

Из всего сказанного выше мы видим, что все евреи в равной мере в силах служить Создателю. Сказали мудрецы наши (Йома, 35б), что Гилель обязывает к служению Творцу бедняков, ибо сам он был крайне бедным, но это не помешало ему служить Творцу. Рабби Элиэзер бен-Харсум обязывает богачей, ибо сам он был невероятно богат, но это не помешало ему служить Творцу. Праведник Йосеф обвиняет грешников, следующих за злым началом в своих вожделениях. Ибо сам он был необычайно красив, но не прельстился злым началом, и красота не помешала ему служить Творцу.

Глава 49

После всего сказанного да обратит живущий сердце свое, и да будет целью всей жизни его постоянное служение Творцу, служение всем сердцем, всей душой и всеми силами. Служение – с тем, чтобы достичь ступени, подобной ступени великих людей, бывших на земле, ступени Авраама, Ицхака и Яакова, Моше и Аарона, Давида и Шломо. И ведь они служили Всевышнему лишь в меру своих сил и своего постижения. И тот, кто наделен разумом, пусть задумается и поймет следующее: если для того, чтобы достичь славы и богатства, человек готов приложить все усилия и не оплошать, хотя эти достоинства преходящи, они – тщета и пустота, тем более для того, чтобы достичь ступени, которая выше царства – ступени Авраама, Ицхака и Яакова, Моше и Аарона, Давида и Шломо – ступени, доступной при старании, – тем более стоит ему стараться всегда достичь ее, всем сердцем, всей душой своей и всеми силами, не теряя ни часа, не забывая об этом ни на мгновение.

Каждый день следует заново прилагать усилия, чтобы подниматься от меры к мере и от ступени к ступени в служении Творцу. Следует жаждать и стремиться достичь в служении того, что еще недоступно. Следует почитать тех, кто достиг этого, выбирать для себя их пути и достоинства, стараться быть близким к ним, учась их поступкам и мудрости, как сказано (Мишлей, 13:20): «Тот, кто идет с мудрецами, будет мудрым». То же касается и любого другого качества, которого человек еще не достиг. Человеку следует желать его и стремиться к нему, предпочитая его всему золоту и серебру мира, как сказано о словах Торы (Теилим, 19:11): «Желаннее множества золота они».

И уже за одно только стремление человек будет вознагражден, как если бы достиг желанного, если достичь этого — не в его силах. Ибо само стремление – предписывающая заповедь Торы, как сказано (Дварим, 30:19): «И избери жизнь». И сказали мудрецы наши (Кидушин, 40а), что всякому, кто собирался исполнить заповедь, но не по своей вине не смог, засчитывается она как исполненная. И еще: поскольку выбор доброго качества – заповедь, тот, кто, стремясь достичь его и осознавая достоинство обладающего этим качеством, непрестанно прилагает к этому усилия, удостоится помощи Всевышнего и в том, что недостижимо для человека в силу его природы. Как сказано (Дварим, 30:2): «И вернешься ты к Г-споду Б-гу твоему, и послушаешься голоса Его». Прежде обратишься ты к Г-споду Б-гу твоему и послушаешь голоса Его, а затем «и обрежет Г-сподь Б-г твой сердце твое и сердце потомства твоего» – чтобы достичь в служении Ему того, что не в силах достичь ты и потомство твое естественным путем. Ибо по мере стараний, которые прикладывает человек, пошлет ему Всевышний и благословение. Как говорится в Сифри о словах: «Пошлет Г-сподь тебе благословение в амбары твои» (Дварим, 28:8). Может быть, станет человек сидеть праздно, а Б-г пошлет ему благословение? Сказано: «и во все дела рук твоих». Пусть человек прилагает свои усилия, а Б-г, благословен Он, пошлет Свое благословение делам рук его и поможет осуществиться его чистым и добрым помыслам. Б-г поможет человеку достичь в служении Ему того, что он избрал и к чему стремится, как мы объяснили.

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=4888