Врата служения — Главы 14-15

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

267
138 врат

Глава 14

И гора Мория, будучи вместилищем святого Храма, избрана служить местом жертвоприношений и молитвы. Там сообщил нам Всевышний, благословен Он, о жертвоприношениях, молитве, и о том, что Авраам и Ицхак достигли в служении Творцу высшей ступени, ведомые величайшей любовью к Нему. Они служили Творцу не для того, чтобы получить награду или избежать наказания, но лишь для постижения Его Б-жественного величия и возвышенности, и того, что именно в Нем  причина всего сущего, и Он — владыка всего. Поэтому подобает человеку исполнять волю Его и служить ему в любви. В этом цель служения и безмерное воздаяние за него.

Тот же, кто служит (Б-гу) ради награды или из страха наказания, служит не Господину, а лишь самому себе. Поэтому и служение его несовершенно, поскольку не движет им любовь.

Но поскольку Авраам и Ицхак служили Творцу своему в любви, их не смутили слова Б-га, благословен Он. Они не задались вопросами: «Как же так?»,  «Почему?»,  «Что же будет с прежними обещаниями?» Они лишь стремились служить Творцу всем сердцем, всей душой и всеми силами своими. И это несмотря на то, что само повеление Всевышнего было весьма горьким для Авраама, ибо последнему было легче зарезать себя, чем сына.

Говорят мудрецы наши (Мидраш Танхума, Шлах, 14) о словах «и не пощадил ты сына своего, единственного»: «Понятно, что «сына своего» – это Ицхака. Зачем же сказано еще «единственного»?

Сказал Всевышний: «Известно и явно предо Мной, что если бы Я велел Аврааму отдать Мне душу свою, зарезав себя самого, он сделал бы это, не раздумывая. И Я зачту ему, как будто зарезал он себя». Ибо душа названа «единственной, как сказано (Теилим, 22:21): «Спаси от меча душу мою, от лапы собачьей, единственную».

Глава 15

Сказано мудрецами нашими о словах «Собой клянусь Я, слово Г-спода …»следующее: «В час, когда была дарована жизнь Ицхаку, вознес Авраам молитву пред Творцом, благословен Он: «Владыка мира! Ведомо Тебе, что принес я в жертву пред Тобой не быка, не барана и не овцу, но самого себя! И завтра, когда согрешат сыновья мои, вспомни им жертвоприношение Ицхака и искупи вину их во всех поколениях». И тут же ответил ему Всевышний, благословен Он: «Собой клянусь Я, что пепел Ицхака послужит искуплением грехов до конца всех поколений».

И как было не печалиться Аврааму о повелении зарезать сына благочестивого и святого, растущего на смену ему? Ведь именно ему было определено быть корнем Израиля, ради него был создан мир,  в нем и его потомстве которого должны были осуществиться все обещания, данные Аврааму Б-гом!

Также и самому Ицхаку подобало бы печалиться обо всем этом и, вдобавок, о горе отца и матери, которое постигнет их с его смертью. Но цельность и единение Авраама и Ицхака с Б-гом были столь велики, что все это не послужило преградой, отделяющей их от Творца. Ничто в мире не могло помешать им исполнить волю Создателя, воплотив сказанное (Дварим, 6:5): «И люби Г-спода Б-га твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем достоянием твоим». Как говорят мудрецы наши (Брахот, 53): «Всем достоянием твоим (ובכל מאודך) – за всякую меру, которой Он отмеряет тебе (מאוד как מידה) будь благодарен Ему». За все, что бы не постигло тебя, будь благодарен и восхвали Его, и исполняй волю Его».

И когда достигли они (Авраам и Ицхак) столь полной цельности в служении, когда в руках отца был нож, чтоб зарезать сына, а сын подставил шею свою под нож отца – тогда оба они готовы были служить Творцу своему всем сердцем и всей душой и всеми силами своими, как сказано в Берешит, 22,11: «И воззвал к нему ангел Г-спода с небес и сказал: “Авраам, Авраам!” и сказал он: “Вот я!” (22,12) И сказал: “Не простирай руки твоей к отроку и не делай ему ничего, ибо теперь знаю Я, что боишься Б-га ты и не пожалел своего единственного сына для меня”. (22,13) И поднял Авраам глаза свои после этого и увидел: вот баран затем запутался рогами в кустах. И пошел Авраам и взял барана и вознес его всесожжением вместо сына своего».

И сказали мудрецы наши (Берешит Раба, 56): «Что означают слова «вместо сына своего»? То, что принося в жертву барана, о каждом своем действии молился Авраам и говорил: «Да будет угодно это Тебе, как если бы сделал я это с сыном своим». Когда возлагал он на жертвенник части жертвы, говорил: «Вот части тела Ицхака – сына моего!» И так, делая все, говорил он: «Владыка мира! Да будет угодно это Тебе, как если бы принес я жертву перед Тобой сына моего Ицхака!»

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=53554