«Вы приносите жертвы по собственному желанию»
Один из самых сильных способов выразить нашу любовь к Всевышнему – это жертвоприношения.
В чем смысл жертвоприношения?
Когда человек хочет выразить свое расположение другу, он покупает ему подарок. Есть два вида подарков: это может быть дорогостоящий подарок, например, золотое украшение, а может быть подарок совсем другого рода, например, цветы.
Нам может показаться, что обычай дарить цветы появился сравнительно недавно, но мы находим опровержение этому в Мидраше на Теилим: «Для исполнения на “шошаним” («шошана» – музыкальный инструмент, по форме напоминающий лилию – «Мецудат Давид»). Дума сыновей Кораха. Песнь любви» (Теилим, 45:1). Говорит Мидраш: «Одному царю жители его страны преподнесли золотую корону, украшенную драгоценными камнями и жемчужинами. Сказали им от имени царя: “Царю не нужно от вас ничего, кроме короны из лилий”».
Почему царю нужна корона из лилий? Неужели ему лилий не хватает?
И уж если он так любит лилии, пусть примет от жителей страны их дорогостоящий подарок, продаст его, и на вырученные деньги купит себе лилии!
Объяснение таково. Подарки бывают разные. Есть подарок вроде взятки. Например, Яаков опасался Эсава: «И испугался Яаков очень, и стало ему не по себе» (Берешит, 32:8). И потому преподнес ему подарок: «Двести коз, двадцать козлов…» (Берешит, 32:15). И, кроме этого, послал ему «из того, что было у него под рукой» (Берешит, 32:14). Объясняет Раши, что это – драгоценные камни и жемчужины.
Чтобы умиротворить Эсава, Яаков должен был дать ему взятку, которая стоила миллионы! Такой подарок посылают тому, кого опасаются. Если бы Яаков послал Эсаву букет роз, это бы ничего не дало.
Золото и серебро – ценные вещи, но в них нет жизни. А лилия – живая, она растет, она цветет. И говорит тот царь: «Мне нужны лилии. Мне нужно выражение живой и цветущей любви!».
Царь царей – Всевышний – как бы говорит нам: «Чем вы хотите Меня подкупить? Золотом и серебром?!» «Мне серебро и Мне золото – сказал Г‑сподь» (Хагай, 2:8). Мне не нужны от вас дорогие подарки. «”Царю не нужно от вас ничего, кроме короны из лилий”. Мне нужны ваши чувства».
Однако есть выражение любви еще более сильное, чем лилии. И это – жертвоприношение!
По поводу стиха «Если бы Я проголодался, не просил бы у тебя, ибо Мои – Земля и все ее обитатели» (Теилим, 50:12) говорят наши мудрецы, благословенной памяти (Менахот, 110а): «Не для того сказал Я приносить жертвы, чтобы сказал ты: “Выполню Его желание, и Он выполнит мое”, не по Моему желанию вы приносите жертвы, вы приносите жертвы по собственному желанию!»
Царю не нужны ни лилии, ни кровь приносимой жертвы. Его интересует только то, что за этим стоит. Когда еврей приносит жертву, он говорит: «Владыка мира, я мог бы принести Тебе жертву из золота, чтобы показать Тебе, что Ты – дороже всех богатств в мире. Я мог бы принести Тебе лилии, чтобы показать Тебе, что моя любовь к Тебе живет и существует, растет и цветет. Но я принес Тебе жертву из крови! Я хочу показать Тебе, что моя любовь к Тебе связана с кровью, с кровопролитием. Я люблю Тебя всей душой, и готов принести в жертву самого себя ради этой любви!».
«Вы приносите жертвы по собственному желанию» – человек готов принести в жертву свое желание и свою душу.
Капля крови
Когда мы, образно говоря, посвящаем всю свою жизнь Всевышнему – учим Тору, соблюдаем заповеди, молимся и так далее, но все это без любви и самоотдачи, это расценивается, как подарок из золота. И если мы хотим таким образом умилостивить Всевышнего, то этот подарок должен очень-очень дорого стоить.
Если мы хотим, чтобы Всевышний выполнил нашу просьбу в заслугу того, что мы сделали, то возникает вопрос: а достойны ли наши деяния удовлетворения нашей просьбы. Но если мы приходим к Всевышнему с любовью, никаких вопросов нет. Все выглядит совершенно иначе. Достоин ли человек, не достоин ли – здесь есть любовь!
И выражением этой любви является принесение жертвы – отдача частички самого себя!
Если подарок из серебра или золота должен стоить миллионы, если корона из лилий должна быть короной, для жертвы достаточно одной капли крови! И хотя есть жертвы, которые изначально требуют принесения нескольких подарков – нескольких возлияний крови на жертвенник, но то, что определяет, состоялось ли жертвоприношение – это одна капля. Если одна капля крови попала на жертвенник, этого достаточно для искупления.
Когда еврейский народ подошел к морю, позади них были египтяне, впереди – море. Сказал Всевышний Моше: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы двинулись вперед!» (Шмот, 14:15).
И это вызывает недоумение, ведь для того и создал Всевышний такую ситуацию, чтобы евреи возопили к Нему. Как написано в Мидраше (Танхума, Шофтим, 13): «В тот момент евреи были как голубка, которая, спасаясь от ястреба, залетела в расселину скалы, а там – змея. Хотела вылететь обратно, а ястреб уже возле расселины. Так и еврейский народ. Бушующее море перед ними, преследующий враг – позади них, и дикие звери из пустыни окружают их со всех сторон… Что они сделали? Подняли глаза к Небу и возопили к Всевышнему»… И тут Всевышний говорит: «Что ты вопиешь ко Мне?»! А что еще им оставалось делать?!
Ответ на это таков. Конечно же, они должны взывать к Всевышнему. Но при этом: «Скажи сынам Израиля, чтобы двинулись вперед!». Кричать недостаточно. Надо что-то делать, не сидеть на одном месте, что-то менять в жизни. Надо что-то принести в жертву, надо выдавить из себя каплю крови ради Создателя!
Как младенец на руках у матери
Представьте себе многодетную семью, которая скитается во время войны, убегая подальше от линии фронта. Они кочуют от одного пристанища к другому, полагаясь на милость местных евреев. Их переживания трудно назвать приятными. У них нет дома, нет своего угла, они все время зависят от милости других.
Но есть один член семьи, который не чувствует всех этих неудобств. Это младенец на руках у матери. Ему не важно, где именно он находится, важно только, что он – рядом с мамой. Он не знает о скитаниях, он ничего не слышал о войне.
Когда мы хотим приблизиться к Всевышнему, попросить Его о чем-то, мы можем сделать это двумя способами. Первый способ – посредством наших поступков, молитв, изучения Торы, Б-гобоязненности. Это, в общем-то, основной путь, но это – путь страха.
Но есть еще один путь – путь любви.
Человек на этом пути – «как младенец на руках у матери». Он находится в объятьях Всевышнего и не знает ни о чем другом. Он отключен от окружающего мира, от новостей. Весь его мир – это Всевышний.
Это – любовь, а любовь требует уединения. Только я и Всевышний, больше никого.
В нашем поколении это очень тяжелая работа! Средства массовой информации проникают всюду, и человек, по природе своей, хочет быть в курсе всего, что происходит в его стране и во всем мире.
Мы подходим к основе любви – к жертвоприношению! Капля крови – преодоление естественного любопытства!
Это нелегко, и именно поэтому это является жертвоприношением – самым сильным выражением нашей любви к Всевышнему! Более сильным, чем золото и серебро, чем корона из лилий, чем Тора и заповеди!
Капля крови.
И с помощью этого жертвоприношения мы достигаем уединения со Всевышним!
Отрешенность от мира – врата спасения
Во время Катастрофы была спасена ешива Мир, насчитывающая четыреста учеников. И как я слышал от своих наставников, учеников этой ешивы, благословенной памяти, это спасение было совершенным чудом, как написано: «На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась твоя нога» (Теилим, 91:12)… Они чувствовали, что их несут ангелы… Они бежали из Мира в Вильно, там их распределили по семьям, которые приняли их с большим почетом. Их уложили спать на кроватях, и лишь утром они обнаружили, что это – хозяйские кровати, сами же хозяева спали на полу… Ради них достали шикарные пасхальные сервизы, все это – в честь учащихся ешивы! А потом они ехали почти тысячу километров из Вильно в Шанхай на правах туристов.
Что значит «на правах туристов»? Рав Йосеф Дов Соловейчик, сын рава из Бриска, который был там, рассказывал мне: «Мы ехали поездом в вагоне первого класса, по прибытии в Москву нас уже ждали автобусы, которые привезли нас в самую шикарную московскую гостиницу. Там нам было обеспечено все самое лучшее, а поскольку мы не могли есть то, что там подавали, специально для нас привезли баснословно дорогие и дефицитные апельсины, которых мы до этого никогда в жизни не видели! Мало того, за нами прислали автобусы, чтобы отвезти нас на экскурсию в зоопарк. Я не поехал, для меня это было уже слишком… Я боялся… Мои друзья поехали, знаешь, что они увидели по дороге? Очередь из тысячи человек, стоящих в ожидании куска хлеба!»
Весь мир голодает, люди мечутся, страдают. Европа залита кровью, нацисты убивают сотни тысяч евреев… А тут четыреста ешиботников сидят в самой шикарной гостинице Москвы и едят апельсины!
«На руках они понесут тебя»! Даже в том страшном аду Всевышний не закрыл врата спасения!
Более того. За несколько лет до прибытия ешивы Мир в Шанхай, там был один еврей, который, упаси Б-же, был женат на нееврейке. Почему-то ему в голову вдруг взбрела сумасшедшая идея – построить роскошную синагогу на несколько сотен мест!
Эта синагога стояла пустая, пока не прибыли ученики ешивы Мир. Количества мест в синагоге хватило на всех ешиботников!
И там они сидели и учились с необычайным рвением, пока Всевышний не забрал их оттуда и не перенес в безопасное место – часть в Америку, часть в святую Землю Израиля.
Да, не все спаслись. Были святые праведники, которые не удостоились, чтобы их «понесли на руках»… У Святого, благословен Он, свои расчеты. Но когда есть любовь, когда мы чувствуем, что находимся в объятьях Всевышнего, «как младенец на руках у матери», Он платит нам той же монетой, и даже в тот момент, когда весь мир трясет, Он может устроить так, что «на руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась твоя нога».
Желание быть в курсе происходящего в мире
Желание знать обо всем, что происходит вокруг, во всем разбираться, быть в курсе всех дел, порождается стремлением владеть ситуацией. Человек чувствует, что если он в курсе происходящего, ситуация под контролем.
Как-то я после поездки за границу возвращался в Израиль, моя мама очень волновалась и сказала: «Если бы я могла поехать с тобой…». Я спросил ее: «Если бы ты поехала со мной, ты смогла бы меня защитить?»… Это – природа человека, даже если он ничем не может помочь, сам факт, что он в курсе происходящего, придает ему чувство уверенности.
Но Всевышний говорит нам: «Б-г будет сражаться за вас, а вы молчите!» (Шмот, 14:14). Если мы хотим владеть ситуацией, Он говорит: «Пожалуйста!», но если мы хотим, чтобы Всевышний все устроил за нас, нам ничего не нужно делать: «а вы молчите»! Чем сильнее мы оторваны от окружающего мира, тем сильнее мы привязаны к Всевышнему.
«И услышал Итро» (Шмот, 18:1). «О чем услышал Итро, что заставило его прийти в пустыню? Рассечение моря и война с Амалеком» (Раши там). Он приходит к Моше рабейну, и тот рассказывает ему обо всем, что произошло с еврейским народом. Говорит Итро: «Теперь узнал я, что Б-г выше всех идолов» (Шмот, 18:11). Теперь он узнал! А раньше он не знал, что произошло с еврейским народом?!
Он слышал о том, что произошло. По «радио» передали, что подул сильный восточный ветер, началась буря, и море расступилось… «Природный катаклизм»… Но когда он пришел к Моше и услышал от него, как все происходило на самом деле, тогда он понял, какие чудеса сделал Всевышний!
Мы тоже видели своими глазами чудеса, которые происходили во время войны в Персидском заливе. «На руках они понесут тебя». Весь еврейский народ пребывал в страшной опасности. Жителям земли Израиля угрожал злодей, подобный Аману, безумный, как фараон. Что делает Всевышний? Посылает неевреев, чтобы они за нас воевали! «Б-г будет сражаться за вас»!
А что происходит в Израиле? Средства массовой информации полны обзоров и статей. Главнокомандующий сказал так-то… «Пэтриот» (зенитно- ракетный комплекс – прим. ред.) выглядит так-то и установлен там-то… «Устроили» войну для Всевышнего…
В любое время, а в чрезвычайной ситуации особенно, многие задаются вопросом, что делать. И мы все время должны помнить, что «Б-г будет сражаться за вас». Должны отключиться от внешнего мира, находиться в объятьях Всевышнего. Вы можете готовить, печь пироги, и при этом знать, что вы – под прикрытием Всевышнего, благословенного. Конечно же, читайте Теилим, выполняйте заповеди – еще одну и еще одну, но главное – это самопожертвование!
Жертвоприношения в нашем личном Храме
Природа и задача мужчины – умножать изучение Торы и творить добрые дела. На него возложено множество заповедей, от которых женщина освобождена.
Природа женщины – находиться дома. «Дом его – его жена» (Йома, 2а). Она не обязана учить Тору и выполнять повелительные заповеди, связанные с определенным временем. Но у нее есть возможность приносить жертвы в ее личном Храме – в еврейском доме. Жертвоприношения любви. Жертвоприношения из лилий.
Если дом ее – Храм, в котором она чувствует себя «как младенец на руках у матери», если дом ее отрезан от окружающего мира, если в этом доме происходит ее уединение со Всевышним, тогда пирог, который она печет, превращается в хлебное приношение! Ведь этот пирог предназначен для ребенка, который учит Тору… Она зажигает свечи Меноры… Она провожает Янкеле в хейдер, напоминая самой себе, что «Моше получил Тору на горе Синай, и передал ее Йеошуа, Йеошуа – старейшинам…». И так – сорок поколений от Моше рабейну до рава Аши… А потом – гаоним, ришоним – Раши, Рамбам, ахароним – раби Акива Эйгер, Хафец Хаим, и вот, наконец, Тора дошла до ее Янкеле! Она кладет ему в ладошку кусок пирога, который она испекла, – ее хлебное приношение, и говорит ему: «Иди учить Тору». Это – ее связь с горой Синай, со Всевышним, благословенным!
Если наш дом – Храм, то наша работа в нем – жертвоприношения.
«Царю не нужно от вас ничего, кроме короны из лилий». Более того. «Вы приносите жертвы по собственному желанию!»
Перевод Х. Берман