Утренние благословения — «Наделивший сердце способностью отличать день от ночи»

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

1574

В этой статье мы рассмотрим благословение «Ашер натан ла-сехви вина леавхин бейн йом у-вейн лайла» («Наделивший сердце способностью отличать день от ночи»).

На самом деле, мнения комментаторов насчет того, что означает слово «сехви»,разделились. Одни утверждают, что это петух, а другие – что это сердце человека.

  1. Мнение, что это петух, вызывает вопрос: почему петух удостоен ежедневного благословения?

Можно объяснить в соответствии с тем, что написано в книге «Ховот а-Левавот» («Шаар а-Бхина»), что когда человек видит мудрость Г-спода, проявляющуюся в творении и в сотворенных Им, он наполняется верой. И поскольку, когда человек встает, он слышит петуха, он прославляет Б-га за разум, которым Он наделил петуха.

И все же остается непонятным: разве петух разумнее других созданий?

Я слышал от гаона рава Шломо Фишера, да продлятся его годы, что известно (например, это написано в книге «Решит Хохма»), что всякий, кто хотел проснуться в полночь, полностью полагался на петуха, потому что петух всегда кукарекал точно в полночь. Люди воспринимают полночь как ночь, а полдень – как день. Но петух обладает неким особым разумом. Он кукарекает в полночь. Почему? Потому что он знает, что утро уже началось! Ведь утренняя мера милосердия Творца начинается в полночь. Подобным образом он кукарекает в полдень, извещая нас о том, что, несмотря на то, что мы думаем, что сейчас день, уже начало вечереть, а значит, возрастает мера суда.

  1. Согласно объяснению, что речь идет о сердце человека, непонятно, почему мы прославляем Б-га за такую легкую вещь. Ведь отличить день от ночи совсем не трудно! Следовало бы благодарить Творца за более тонкие вещи, которые мы можем различать: так, например, студент ешивы благодарил бы Его за то, что может отличить подход рава Хаима из Бриска от подхода рава Шимона Шкопа.

Объясним это на примере реальной истории.

Моя мать, мир ей, 12 лет страдала от болезни Альцгеймера. В это время я навещал свою тетю, которая много лет страдала от болезни Паркинсона, и я не знал, как развеселить ее и облегчить ее страдания. Тогда мне пришла в голову идея, и я спросил свою тетю, когда было зажигание субботних свечей в прошлый Шаббат. Моя тетя тут же ответила мне. И тогда я сказал ей: «Тетя, ты так богата! У тебя всегда есть возможность выполнять заповеди! Ты произносишь благословение на субботние свечи, произносишь благословение перед тем, как съесть яблоко, ты соблюдаешь Шаббат… Твой разум чист и не замутнен! А у моей мамы вот уже много лет нет ни одной заповеди и ни одного нарушения! Она не различает между днем и ночью. И когда она включает свет в Шаббат, а ей (спокойным и умиротворенным тоном) говорят, что сейчас Шаббат, она раскрывает глаза и смотрит на тебя ничего не понимающим взглядом. Она, конечно, не страдает, но с другой стороны, она вообще не считается живой!»

Когда через несколько месяцев я вновь навещал свою тетю, она сказала, как только увидела меня: «Аврейме, вовремя ли ты зажег свечи?» И тогда я понял, что попал в цель, подняв тете настроение.

Таким образом, мы можем понять, что в основе выполнения любой заповеди (равно как и в основе статуса нормального, здорового человека) лежит базовое понимание, позволяющее нам отличить день от ночи. А на этом базовом уровне уже можно строить высокие здания мудрости и разума. Поэтому, когда мы встаем утром, первая вещь, за которую мы благодарим Святого, благословен Он, – это то, что наша голова работает, а разум на месте!

Именно на этой основе может быть построено подобие Б-га. А мишна в трактате Авот говорит: «Любим человек, поскольку создан по подобию (Б-га)» (кстати, по словам комментаторов, это относится не только к евреям)!

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=22988