Желательный режим питья в субботу

Дата: | Автор материала: Рав Йехезкель Асхаек

2489
режим питья в субботу

Желательный режим питья в субботу

Меня спросили, как я предлагаю пить в субботу. Здесь я опишу свое мнение.

Как известно, в пятницу меньше едят, чтобы первую трапезу проводить с аппетитом. Поэтому с утра и до начала шабата есть прекрасная возможность побольше пить, чтобы к трапезе у нас не возникло потребности в воде.

Две первые субботние трапезы нужно организовать так, чтобы вначале поесть, немного поговорив о Торе и попев, а после главного блюда засечь время. Большую часть бесед о Торе и песнопений следует оставить на потом. Об этом прямым текстом пишет Яавец в своем комментарии на трактат Авот (глава 3, мишна 3): «А есть те, кто, по обычаю, распевают субботние песни и гимны после трапезы». Таким образом, к благословению после трапезы уже пройдет львиная доля необходимых двух часов ожидания. По истечении двух часов, можно уже и пить, и, конечно, идти спать в соответствии с вышеописанными правилами.

Что касается субботы днем, тот, кто может попить до молитвы – это, естественно, лучше всего, ведь обязанность делать кидуш наступает только после молитвы.

Вот что пишет об этом Тур в законах молитвы (Орах Хаим, глава 89): «Мой господин и отец Рош пил воду в субботу утром до молитвы, потому что кидуш не запрещает этого, так как еще не пришло его время». Чтобы подчеркнуть важность вышесказанного, Тур повторяет то же самое в законах субботы (глава 289): «И на моих глазах мой господин и отец Рош пил воду в субботу утром до молитвы, потому что обязанность произносить кидуш еще не вступила в силу, и не запрещено пить воду. И нет в этом нарушения «и Меня ты бросил из-за своей гордыни», потому что вода не имеет отношения к гордыне».

Вот, что говорит Тур, и такова алаха: «Пить воду утром перед молитвой можно» («Шулхан Арух», Орах Хаим, 289:1).

Но, как правило, воды, которую мы пьем до молитвы, недостаточно, и нужно пить еще. И делать это нужно до начала трапезы, потому что если человек не попьет сейчас, ему придется ждать еще два часа после окончания трапезы. Тогда у него уже не останется времени дополнить суточную норму воды, поскольку впереди еще третья трапеза и трапеза Мелаве малка на исходе субботы.

Я бы очень хотел предложить читателям допустимый режим питья до утренней трапезы, но меня останавливают слова Бен Иш Хая (недельная глава Насо первый год цикла, 2-й пункт):
«И правильно будет предостеречь того, кто пьет воду между кидушем и благословением на хлеб, чтобы он не пил больше ревиита (87-120 г). Потому что это может обязать его произнести благословение после питья (браха ахрона), и он войдет в смутную область разногласий. Есть те, кто говорят, что произносить такое благословение в этом случае – необходимо, и благословение после трапезы не распространяется на воду, выпитую до благословения на хлеб, а есть и те, кто не видят надобности произносить благословение».

И еще спорный вопрос по этой теме: если человек хочет, чтобы благословение на кидуш распространялось и на воду, достаточно ли ему отпить вина, или он должен выпить всю необходимую порцию кидушного вина. Поэтому я не могу тут написать ничего определенного, и пусть каждый ведет себя в соответствии с законом, который он выяснит у раввинов или почерпнет из книг.

В любом случае ясно, что необходимо попить до начала трапезы. Попив сразу после минимального объема хлеба (кезаит), в данной ситуации достаточно подождать перед едой 10 минут, как каждое утро, а затем приступать к субботней трапезе. И как я уже писал о вечерней трапезе, следует постараться сосредоточиться непосредственно на еде, а через два часа уже можно и пить.

Ниже читателю предлагаются пояснения к медицинскому аспекту употребления воды во время трапезы в соответствии с нашими источниками.

Пояснение, написанное одним мудрецом Торы, да продлятся его дни:
В трактате Брахот (стр. 40) мудрецы говорят, что у того, кто пьет воду во время еды, не будет кишечных заболеваний. Как же тогда Рамбам пишет в четвертой главе Илхот Деот (алаха 2), что нельзя пить воду во время еды (и то же самое написано в «Кицур Шулхан Арух»)? И как же упоминается в Талмуде в трактате Моэд Катан (11), что хорошо пить воду, поев рыбу, а Тосафот комментируют, что «в наше время это считается опасным»?

Тосафот объясняют: «Либо изменилась природа, и лечебные советы Талмуда не подходят нашему времени, потому что с тех пор произошли изменения, либо вода в вавилонских реках обладала целебным эффектом». Объяснение, подобное второму, мы находим в «Кесеф Мишне» (Илхот Деот 4:18): «И это не противоречит словам нашего учителя Рамбама, поскольку медицинские рекомендации и общие правила поведения в Вавилоне, где жили мудрецы Талмуда, отличаются от других стран. К примеру, сказали в Моэд Катан (11а), что полезно запивать рыбу водой, а в других странах полезно не запивать рыбу водой». Об этом высказывании из «Кесеф Мишне» написано в примечаниях к книге «Амафтеах» от имени автора «Биур а-мелех»: ««Кесеф Мишне» на протяжении всей главы нигде не указывает источники, на которые ссылается наш учитель [Рамбам], потому что в этом он [Рамбам] опирается исключительно на медицинскую науку».

На основе вышесказанного можно объяснить мнение Рамбама о том, что, как после рыбы – пить речную воду Вавилона полезно, а другую воду – опасно, так и вообще пить речную воду Вавилона во время еды полезно для кишечника (как учат наши мудрецы), а любая другая вода вредит и портит пищеварение. И так принято у иракских («вавилонских») евреев, что «острые и легкие» воды реки Тигра полезны для усвоения любой, даже жирной пищи.

Согласно первому объяснению Тосафот о том, что изменилась природа, можно привести слова Рамбама, полагавшего, что в эти дни нельзя пить во время еды, как объясняет Шулхан Арух (Орах Хаим, конец 179 пункта, о вопросе употребления соли) и Мишна Брура (100:18), что в наше время не надо стремиться есть все с солью, потому что изменилась природа человека.

Еще нужно добавить: Рамбам писал, что когда пища начинает усваиваться в кишечнике, можно пить все, что необходимо. В любом случае, если человек пьет через два часа после завершения трапезы, когда пища начинает усваиваться, получается, что он еще успевает выполнить слова Барайты, поскольку пищеварительный процесс занимает в общей сложности около шести часов. Об этом можно прочесть у Маген Авраам (Орах Хаим 184:5:9), который пишет, что усваивание пищи заканчивается через шесть часов (он не разделил между разными видами еды). Это доказывается из комментария Эйн Мишпат к трактату Брахот (стр.40), где упоминаются вышеприведенные слова Рамбама из Илхот Деот (гл.4, алаха 2).

Рамбам в Илхот Деот пишет в рамках своей доктрины, что нельзя пить во время еды. Возможно поэтому в законах благословений он не указал своего мнения по поводу благословений на другие напитки кроме вина во время трапезы, так как по его мнению нельзя пить воду во время еды.

А то, что говорится в Талмуде в трактате Шабат (41): «Тот, кто поел и не попил, будто наелся кровью», в данном случае речь идет о вине, так как в те времена, когда мудрецы говорили о питье в общем, то подразумевали вино.

Если же говорится о воде, вода всегда упоминается прямым текстом, как в трактате Брахот (40).

Согласно Рамбаму и Кицур Шулхан Арух вино, разбавленное водой, пить во время трапезы можно. В наше время, когда не принято пить вино, не нужно опасаться сказанного в Гемаре. Согласно словам Шла в «Шаар а-отийот» на букву «куф» в описании святости пищи (пункт 5 комментария на Гемару): «Они говорили только об утренней трапезе». Доказано из этих слов, что Гемара не имела в виду, что нужно пить во время еды, иначе, чем утренняя трапеза отличается от всех остальных? Дело в том, что ночью человек ведь не пьет, а если человек будет есть с утра до того, как утолит жажду, его пища не будет хорошо перевариваться. Тем более желательно пить до завтрака. Конец цитаты.

Написано в книге Маариля: «Сказал нам Маари Сегаль, что запрещено применять все медицинские рекомендации и заклинания Талмуда, поскольку человек не может докопаться до их сути. И если у него ничего не получится, это приведет к насмешкам и глумлению над словами мудрецов» (Ликутим, в конце п.43).

И в Хидушей раби Акивы Эйгера на «Шулхан Арух» (Йоре Деа 336:1) приводятся те же слова.

продолжение следует

tora_and_health_1-800x800

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность автору, раву Йехезкелю Асхаеку, и книжному магазину Jewishbooksmarket за право публиковать избранные главы из перевода книги «Тора о секретах здоровья» на русский язык.
Приобрести книгу можно здесь

http://www.beerot.ru/?p=36768