Часть первая: Шиват Цийон — Возвращение в Цийон из Вавилонского пленения
Пророки-вестники
Мы уже говорили о роли пророков в процессе духовного возрождения еврейского народа в канун и во время вавилонского пленения. Пророки преобразовали духовный облик еврейства и придали универсальный характер религиозному сознанию народа, что защитило его от ассимиляции и обеспечило выживание в условиях неволи.
Первыми пророками этой эпохи были Амос и Гошеа, проповедовавшие и учившие народ в Исраэльской монархии. Все последующие пророки от Йешаяу и до Малахи жили и действовали в Иудейской монархии.
Пророкам было суждено сыграть особую роль в еврейской истории. Посланный Богом пророк как бы растворялся в неземной силе, говорящей его устами. Главная задача заключалась в том, чтобы исправлять людей н указывать им путь к праведной жизни. Пророки были также вестниками гнева Бога. Не покой и умиротворённость, не утончённая ДУХОВНОСТЬ (её время ещё не пришло), а потрясающее все чувства бичевание грехов было тем орудием, которым пользовались пророки, чтобы оживить и воспламенить совесть народа.
Речь пророков обретает невиданную ни прежде, ни потом мощь и силу. Они познали истину, восприняли её душой и сердцем и выкрикнули вслух каждый её слог. В их пророчествах сплавлены воедино национальные, духовные и общественные задачи. Проповеди пророков стали мощным толчком, пробудившим религиозное сознание народа, тараном, пробившим дорогу национальному делу.
Пророчества Амоса и Гошеи вызвали в Исраэльской монархии недоверие и, того хуже, насмешки. Идолопоклонство и моральная испорченносљ поразили уже самую душу народа Исраэля, открыто поклонявшегося идолам, что и привело его к гибели. Учение пророков смутило, правда, души последних монархов Исраэля, но этого было слишком мало для начала трудного процесса национального выздоровления. Амос и Гошеа предсказали гибель Монархии Исраэля, её династии и самому народу, чаша грехов которого уже давно переполнилась. Бог предупреждал Свой народ и посылал знамения Своего гнева: голод, засуху, пожары, землетрясения и даже смерть. Но не образумился народ, погрязший в идолопоклонстве и пороках.
Амос предсказывал /гл. 5/:
«Горе тем, кто жаждет дня Всевышнего,
Ибо что принесет вам день Всевышнего?
Тот день будет мрак, а не свет:
Будет то, что муж бежит ото льва,
А медведь ему перерезает путь;
Войдёт в дом, обопрётся рукой о стену
И укусит его змея“.
Вот пророчество Гошеи /гл. 13/:
«Я — твоя гибель, Исраэль, и кто может тебе помочь?
Где же монарх твой, где он?—
Пусть он спасет тебя!
Где все судьи твои, чтобы дать суд тебе,
О которых говорил ты:
Дай мне монарха, поставь судей надо мной!
Я дал тебе монарха в гневе Моем
И отнимаю его в Своей ярости…
И говорю о смерти:
где муки твои, преисподняя?
Раскаяния не будет у Меня —
В пустыню должна обратиться Самария
От меча должны они погибнуть“.
Учителя и реформаторы
Но было бы ошибкой концентрировать внимание лишь на одной и не самой главной стороне учения пророков. Они не только бичевали пороки и грехи народа, но и учили. И именно их учению обязаны евреи своим существованием.
Пророки реформировали и изменили само отношение к иудаизму, вскрыв его глубокие нравственные ценности. Они внедрили в национальное сознание понимание того, что, как ни важны религиозные обряды и предписания, не менее важны принципы нравственности и справедливости, заложенные в Божественном учении.
Идеи пророков помогли евреям в Вавилонском плену придать своей религии новые элементы. В Вавилоне место разрушенного Храма заняли батей кнесет (дома собрания, по-гречески, — синагоги), а служение в Храме заменила молитва, обращенная к Богу.
Бет кнесет и молитва стали великими символами единства еврейского народа, где бы он ни находился. У евреев окрепла непосредственная связь с Богом через молитву. Они добровольно, а не из-за страха перед наказанием Бога, подчинились авторитету Священного писания и тем самым гарантировали свое выживание.
продолжение следует