Балак — Отличие: Билам и раби Йосея бен Кисма

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3140
Билам

Недельная глава Балак

В одном из стихов нашей недельной главы Билам заявляет: «даже если Балак даст мне свой дом, полный золота и серебра, я не смогу преступить слово Б-га» (Бемидбар, 22:18). Раши говорит: мы видим из стиха, что Билам был алчным человеком, желающим завладеть чужим имуществом.

Многие комментаторы приводят мишну (Авот, 6:9): «Сказал раби Йосей бен Кисма: Однажды я шел по дороге, и мне встретился человек. Он поприветствовал меня, и я приветствовал его в ответ. Он спросил меня: раби, откуда ты? Я сказал ему: я из большого города учеников и мудрецов (Торы). Он сказал мне: раби, ты согласишься жить с нами в нашем месте? Я бы дал тебе тысячи тысяч золотых динаров, драгоценные камни и жемчуг. Я ответил: даже если бы ты дал мне все серебро и золото, драгоценные камни и жемчуг, что есть в мире, я буду жить только там, где изучают Тору».

Возникает вопрос: а чем, собственно, раби Йосей бен Кисма лучше Билама? Если Раши говорит, что предположение Билама и то, что он отвергает возможность получить большие богатства, говорит о его жадности, то почему мы не делаем такого же вывода из истории с раби Йосеем бен Кисмой?

«Тора Тмима» дает исчерпывающее объяснение. В случае с раби Йосеем бен Кисмой кто-то уже сделал предложение и предложил огромную оплату. В этом конкретном случае ответ рава выглядит достойным и подходящим. Логически все верно: было сделано предложение, и как только была озвучена сумма вознаграждения, раби Йосей дал достойный ответ. С другой стороны, князья Балака предложили Биламу только «почет». Билам сам поднял тему денег и заявил: «Даже если вы дадите мне миллиард, я не собираюсь грешить против Б‑га». Из этого Раши и делает вывод, что он изначально желал лишь деньги.

Хида в своей книге «Рошей Авот» приводит еще одно объяснение. Билам сказал: «Я не смогу преступить слово Б-га». Иными словами: «Прокляну с превеликим удовольствием, но видишь – я связан по рукам и ногам, и не получится нарушить повеление Всевышнего». Раби Йосей бен Кисма сказал прямо: «Я буду жить только там, где изучают Тору». Это показывает его истинные намерения, а не вынужденные действия в силу обстоятельств.

Есть и еще одно, третье объяснение. Билам был очень завистливым человеком, жаждавшим чужое богатство. Он не говорит: «Если бы Балак дал мне дом, полный денег», он говорит про «свой (Балака) дом, полный денег». Это – доказательство того, что, кроме страстного желания обладать деньгами, он жаждал отобрать эти деньги у кого-то другого! Он похож на человека, которому, на самом деле, совсем не мешает то, что он водит старую машину – однако его буквально выводит из себя тот факт, что его сосед купил новый автомобиль! Раби Йосей бен Кисма просто говорит: «Даже если бы ты дал мне все серебро и золото, драгоценные камни и жемчуг, что есть в мире». В его словах нет никакого намека на то, что он желает чужую собственность.


http://www.beerot.ru/?p=16305