Балак — жертвоприношение Балака

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2587
жертвоприношение Балака

Недельная глава Балак

«И пришел он к нему, и вот он (Балак) стоит при своем всесожжении, и князья Моава с ним» (Бемидбар, 23:17).

Мудрецы в трактате Сота (47а) говорят, что в заслугу 42 жертвоприношений удостоился Балак, что его внучкой была Рут (Рут была дочерью царя Эглона, сына Балака), потомок которой, царь Шломо, принёс в жертву Творцу множество жертвоприношений, как сказано (Мелахим 1, 3:4): «И пошел царь в Гивон, чтобы принести там жертву… Тысячу всесожжений вознес Шломо на том жертвеннике».
Несмотря на то что Балак приносил жертвы для своей выгоды, Творец, всё же, не оставил его доброе дело без награды. Из этого мы можем выучить важное правило: нет никакого доброго дела, каким бы мизерным оно ни было, которое Творец оставил бы без награды, даже если это дело было далеко от совершенства.
Подобное правило мы видим в отношении сына Балака, Эглона. В книге Шофтим (3:20) рассказывается, что Эуд пришёл к нему и сказал: «У меня слово Б-жье к тебе». Услышав имя Всевышнего, Эглон встал. Сказали мудрецы (мидраш «Рут Раба», 2, 9): «Сказал ему Всевышний: ты встал со своего трона ради славы Моей, клянусь, Я произведу (буквально: «поставлю») от тебя потомка, который будет сидеть на троне, дарованном Всевышнем». Дочерью Эглона была Рут, и известно, что царь Давид был из потомков Рут (см. Рут 4, 18). Таким образом, царь Давид был и потомком Эглона, царя Моава. Что может сравниться с такой великой наградой, которой удостоился Эглон – быть родоначальником еврейских царей!
В книге пророка Ирмияу (12:5) сказано: «Если ты с пешими бежал, и они тебя уморили, то как же ты будешь состязаться с конями? И разве в мирной стране ты в безопасности? А что же ты будешь делать в чащах Иордана?» Комментируют мудрецы этот стих с помощью примера (притчи). Это подобно тому, как если бы какой-то человек сказал: “Я могу пробежать три парсы перед конями по болотам”. Повстречался ему один пеший, пробежал тот перед ним три мили посуху и устал. Сказали ему: “Если бежать перед пешим ты так устал, то перед конями устанешь во много раз больше. И если три мили так, то три парсы — во много раз больше. И если посуху так, то по болотам — во много раз больше!” Так сказал Всевышний: “Ты восторгаешься великой наградой, которую Я дал Невухаднецару за то, что он пробежал четыре шага ради славы Моей (см. выше)? Сделай отсюда вывод — какова будет Моя награда Аврааму, Ицхаку и Яакову, которые бежали предо Мной, подобно коням. Эта награда будет во много раз больше, настолько, что невозможно представить”. И об этом сказал Ирмияу (23:9), когда узнал, сколь великая награда ожидает Авраама, Ицхака и Яакова: “О пророках (имеются в виду Авраам, Ицхак и Яаков) сердце моё рвётся во мне, все кости мои содрогаются, стал я подобен пьяному и подобен мужу, которого одолело вино.

Ежедневная цитата

«О всяком, кто занимается Торой ради награды или из страха наказания, говорят, что он изучает Тору не ради нее самой. О том же, кто делает это не из страха, не ради награды, но из любви к Владыке всей земли, Который повелел изучать ее, говорят, что он занимается Торой ради нее самой. И сказали мудрецы: «В любом случае человеку следует изучать Тору, даже если он делает это не ради нее самой. Ибо, занимаясь ею таким образом, он в конце концов придет к изучению Торы ради нее самой». И поэтому, когда начинают наставлять детей, женщин и любого несведущего человека, учат их сначала служить Всевышнему из страха или ради награды, и когда разовьется их ум и усовершенствуются они в мудрости, открывают им эту тайну служения из любви постепенно, понемногу приучая их к этой мысли, до тех пор, пока они не осознают и не постигнут ее и не начнут служить Всевышнему из любви к Нему.» 

(Рамбам («Законы Тшувы», 10:5

http://www.beerot.ru/?p=3010