Конец Эдома и Амалека — Из комментариев Рамбана на недельную главу Балак

Дата: | Автор материала: Рамбан

5716

Недельная глава Балак

«И будет подвластен Эдом, и будет подвластен Сеир» (Бемидбар, 24:18)

Падение Эдома произойдет от руки Машиаха. Ведь мы были изгнаны Римом, который является продолжением Эдома, и сегодня пребываем в этом изгнании. Написано: «Искуплен твой грех, дочь Сиона, не будет Он больше изгонять тебя. Покарал Он тебя, дочь Эдома, за твое беззаконие, изобличил твои грехи» (Эйха, 4:22) – т.е. Всевышний не «покарает» Эдом до тех пор, пока не будет «искуплен грех Сиона», – и тогда уже сыны Израиля не останутся в изгнании.

В пророчестве Билама упомянул «Эдом», поскольку это царство противостоит нашему царству, как было сказано (праматери Ривке): «Два народа в чреве твоем, и два царства из нутра твоего разделятся, и будет переходить власть от одного к другому» (Берешит,25:23).

И (Билам) пророчески предсказал, что Эдом окончательно не падет до конца времен, когда он будет уничтожен «восходящей звездой».

[В мидраше повествуется, что, когда народ Израиля спросил у Всевышнего о сроке освобождения от власти потомков Эсава, Творец ответил: «Вы будете подчинены его власти до того дня, о котором сказано (Бемидбар, 24:17): «Взошла звезда от Яакова, и вознесся скипетр от Израиля» («Дварим Раба», 1:20). А в книге «Зоар» предречено, что эта «звезда» откроется «на двадцать пятый день шестого месяца (т.е. элуля), в Субботу». …А семьдесят дней спустя, в первый день недели, она станет видна над городом Римом – и в тот день «падут три высокие стены Рима и большой дворец, и погибнет правитель этого города». И после этого «звезда станет видна и в других частях света» – и по всем четырем сторонам света вспыхнут страшные войны. …Тогда Машиах откроется всему миру, и ему будет дана власть. А в дни, перед тем, как он откроется, человечество будет переходить от беды к беде, и ненавистники Израиля возобладают. И Машиах поднимется против них – он уничтожит нечестивый Эдом, и вся земля Сеир будет испепелена огнем. И об этом написано: «И будет подвластен Эдом, и будет подвластен Сеир, его враги, а Израиль умножит мощь». …В тот срок Святой, благословен Он, возвратит к жизни умерших из Своего народа, и изгонит смерть. …И тогда «Г-сподь станет Царем всей земли» («Зоар», Балак, 212б, «Маток ми-дваш»).

Комментаторы поясняют, что «Эдом», который упоминается в книгах пророков и мудрецов, это не только страна Эдом, расположенная южнее земли Израиля, в районе горы Сеир, но и народ, берущий свое начало оттуда, а затем расселившийся по всему миру. Потомки Эдома – римляне – причинили зло Израилю, разрушив Второй Храм, а затем среди них распространилась христианская вера. И сегодня все наследники римской цивилизации называются собирательным именем «Эдом» – и они терзали сынов Израиля в изгнании и убивали без счета в течение многих столетий (р. И. Абарбанель и Мальбим к Овадия, 1:1).]

«И увидел он Амалека» (Бемидбар, 24:20).

Увидел наказание Амалека. И сказал: «Амалек – первый среди народов» – он первым сразился с Израилем. И так же перевел Ункелус. Но конец его – гибель от рук Израиля, как написано: «Сотри память об Амалеке» (Дварим, 25:19). Так комментирует Раши.

А возможно, Билам, действительно, увидел – в простом смысле этого слова, ведь он смотрел с вершины Пеора, откуда видна пустыня, на страну амалекитян, живущих у этой горы. Билам сказал, что сейчас «Амалек – первый среди народов», т.е. главный из них.

Амалекитяне были могучими и смелыми воинами, и именно поэтому они решились напасть на Израиль (при выходе из Египта) – и Моше был вынужден избрать людей для сражения и молиться с поднятыми к небу руками, чтобы ослабить врагов. А (после победы) он построил жертвенник и назвал его «Б-г – мое чудо» (Шмот, 17:15), потому что он считал (эту победу) великими чудом.

И вот, Билам сказал, что, хотя Амалек стоит во главе народов, конец его гибель более полная, чем у всех других, как написано: «Совершенно сотру Я память об Амалеке из поднебесной» (там же, 17:14).

Сказано: «И увидел Кейни» – т.е. увидел землю кенеев, так как они жили вместе с амалекитянами. И он начал свою речь, и дал им совет: «Прочным пребудет твое жилище, и на скале построишь свое гнездо». Имеется в виду следующее: «Помести свое жилище в надежном месте, отделившись от амалекитян и покинув их, чтобы не погибнуть вместе с ними. И построй свое гнездо на прочной скале, поселившись вместе с народом Израиля, как написано: «И сыны Кейни (т.е. Итро), тестя Моше, поднялись из города пальм (т.е. из Иерихона) с сынами Йеуды в Иудейскую пустыню, которая на юге от Арада, и пошли, и поселились среди народа (Израиля)» (Шофтим, 1:16).

И Билам сказал: «Даже если Кейни будет разорен…» – имеется в виду следующее: «Присоединяясь к сынам Израиля, не бойся, что, когда их изгонят из страны, то ты будешь разорен вместе с ними, так как долго ли продержит тебя Ашур в плену? Ведь Ассирия не пленит тебя навсегда, но ты будешь освобожден из ее рук вместе с народом Израиля. А если ты останешься с амалекитянами, то и твой конец – гибель вместе с ними».

И Билам начал свою речь об Ассирии, так как ни один из народов не спасется от «дня Г-спода, великого и ужасного», когда придут корабли от китим – а это римляне [внук Эсава, Цефо, стал царем над народом китим, населявшим Рим, а затем и правителем всей Италии], и смирят Ашур – т.е. уже упомянутую Ассирию, и смирят Эвера – а это народ Израиля. Т.е. они смирят как изгнанников, так и изгнавших. Но в конце концов, эти китим и сами погибнут.

И вот, Билам завершил свое предсказание гибелью китим – и это «четвертый зверь», который будет уничтожен рукой Машиаха, как сказано: «…Был убит зверь, а тело его сокрушено и предано огню» (Даниэль, 7:11). Этот «зверь» будет истреблен, а память о нем полностью стерта. И из слов наших наставников известно, что «четвертый зверь», которого видел Даниэль, – это Рим, народ, который изгнал нас и который погибнет от рук Машиаха.

[В пророческом сне Даниэлю были показаны «четыре зверя» – лев с орлиными крыльями, медведь, крылатый леопард и «четвертый зверь – страшный и ужасный, могучий, с большими железными зубами, пожирающий и дробящий, …непохожий на всех тех зверей, которые были до него» (Даниэль, 7:7). И ангел, явившийся во сне, объяснил Даниэлю, что показанные ему «звери» символизируют «четыре царства», которые на протяжении истории будут властвовать над народом Израиля. А «четвертый зверь – это четвертое царство, которое будет непохоже на все другие, и оно будет пожирать всю землю, и истолчет ее, и искрошит ее» (там же, 7:23). И в Талмуде разъяснено, что четвертый зверь – это Рим (Авода Зара, 2б).]

И пусть тебя не сбивает с толку то, что «третье царство», о котором говорится там, в книге Даниэля, – это Яван (Греция), а китим происходят от потомков Явана, как сказано: «Сыновьями Явана были Элиша, Таршиш, Китим и Доданим» (Берешит, 10:4). Это действительно так, что и подтверждают наши наставники, говоря: «Италия (потомков) Явана – это большой город в Римской империи». [Раши поясняет, что первоначально «Италией назывался город, находившийся под властью греков. А когда римляне захватили власть у греков, они завоевали и этот город, присоединив его к своему государству» (Раши на Шаббат, 56б).] И известно, что Италией называется в книгах мудрецов страна, в которой расположен великий город Рим.

Но дело тут обстоит так же, как с народами Кнаана. Ведь йевусеи, эморейцы, гиргаши и хивеи, ведущие свой род от Кнаана, считаются отдельными народами, наряду с народом, произошедшим от их прародителя (Кнаана), как сказано: «Изгонит Он многие народы перед тобой – хетов и гиргашей, и эморейцев, и кнаанцев, и призеев, и хивеев, и йевусеев – семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя» (Дварим, 7:1). И так было потому, что от каждого из этих сыновей Кнаана произошел многочисленный народ, и каждый из них зовется по имени своего прародителя (т.е. одного из сыновей Кнаана). Но племена, произошедшие от остальных сыновей Кнаана, не достигли такого могущества, как названные народы, и поэтому они стали известны под именем своего общего прародителя (Кнаана). И земля Кнаан также названа именем их общего прародителя. А филистимляне и кафторим относятся к другому семейству народов. И так же с семейными родами, перечисленными в главе «Пинхас»: «От Махира – родовая ветвь Махира, а Махир породил Гилада, а от Гилада – родовая ветвь Гилада» (Бемидбар, 26:29).

Так же и тут: такие народы, произошедшие от Явана, как Элиша и Таршиш, относятся к Явану – и это «третье царство», а китим, ставшие могучим народом, являются «четвертым царством», власть которого продлится до эпохи Машиаха и будет ниспровергнута им.

А раби Авраам (Ибн Эзра) запутался в этом, и включил в этот (перечень «четырех царств», которые будут властвовать над Израилем), царство Ишмаэля, наводившее страх на его поколение, – и он вопрошал: «Как можно не включить в перечень такое великое и огромное царство?!» Но этот довод проистекает от недостаточного понимания, ведь показанные Даниэлю «четыре царства» будут властвовать одно вслед за другим, и каждое из них будет побеждать предыдущее и забирать власть из его рук. И каждое из них станет в период своего владычества порабощать народ Израиля и изгонять его. И поэтому-то Даниэль видел в своем пророческом сне, что сыны Израиля будут покорены вавилонянами, затем власть захватят персы и покорят евреев, потом их место займут греки (а-йеваним, т.е. потомки Явана), а вслед за ними возобладают римляне. Они захватят власть и будут властвовать над нами до конечного срока, – ведь их царство будет уничтожено только избавителем (Израиля). Таким образом, мы будем пребывать в изгнании под властью этих «четырех царств». Но если в период этих четырех в мире будут и другие царства, то они не перечислены в строках книги Даниэля и не были показаны ему в пророческом сне, поскольку в этом не было необходимости для понимания процесса конечного избавления.

И вот, в период владычества Персии и Греции, (действительно, были и другие большие державы), как и сегодня есть другие большие державы, кроме царств (потомков) римлян и (потомков) Ишмаэля, – такие, как Индия, Абиссиния и т.д. И известно, что нас изгнали именно римляне в период правления Веспасиана и Тита – а не ишмаэлитяне. И поэтому в любом месте, где бы мы не находились, – от Индии до Абиссинии, и также в странах (потомков Ишмаэля) – мы в «римском изгнании», до той поры, пока мы не будем избавлены от него и пока не сотрется память о нем. Да и кто знает, может быть, царство Ишмаэля будет уничтожено еще до прихода Машиаха. Но «четвертый зверь», который нас изгнал, будет властвовать над нами в изгнании до прихода Машиаха, как написано: «Видел я, как этот рог воевал со святыми и побеждал их, пока не пришел древний годами – и совершил он суд для святых Всевышнего, и настал срок, и святые унаследовали царство» (Даниэль, 7:21-22).

И каждый, кто постигнет видения Даниэля, поймет, что обо всем этом прямо там сказано. Ведь во втором видении он увидел «барана, бьющего рогами» (там же 8:4), и ему было объяснено, что это – Персидское царство. А «однорогий козел» – это Греция, и его большой рог – это первый из царей, Александр (Македонский), одолевший Персию. Затем его империя была разделена, и на ее месте образовалось четыре царства, во главе с четырьмя его военачальниками, которые воцарились после его смерти. И сказано, что «от одного из них вышел небольшой рог, и очень разросся на юг, и на восток, в сторону прекрасной страны» (там же 8:9). И написано: «И вознесся он до Главы Воинства, и у Него отобрана была ежедневная жертва» (там же, 8:11). [Т.е. были прекращены жертвоприношения в Иерусалимском Храме.] И ясно, что это – Римская империя, вышедшая от Греции (Явана), ведь (родоначальник жителей Рима – Китим) был одним из сыновей Явана. И именно этим царством «отобрана была ежедневная жертва». И поэтому они (т.е. Греция и Рим) были показаны Даниэлю в образе одного животного – «козла», один из рогов, которого вырос, и (из-за этого царства, разрушившего иерусалимский Храм), было прервано принесение жертв. Там (т.е. в книге Даниэля) есть еще и другие доказательства (того, что «четвертый зверь» – это Рим). Но устная традиция, принятая нашими наставниками, благословенна память о них, не нуждается в доказательствах своей истинности.


http://www.beerot.ru/?p=26876