Афтара недельной главы Балак — Хотели мудрецы добавить слова Билама в «Шма Исраэль»

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1653
слова Билама

Афтара взята из книги пророка Михи (5:6-6:8), относящегося к так называемым «малым пророкам», которые выделяются как самостоятельная группа текстов под общим заглавием «Трей асар» (арам. двенадцать). Пророк Миха часто говорит от имени бедняков, ставших жертвой непомерной жадности власть имущих. Он обличает тех, кто стремится к богатству и власти, и тех, кто претендует на роль духовных лидеров народа, но не обладает необходимыми для этого нравственными качествами. Города Иудейского и Израильского царств, которые должны были быть религиозными центрами, превратились в полную противоположность. Поэтому пророк заявляет о том, что не только Израильское царство, где практически с самого начала его основания служили идолам, постигнет печальная участь, но и Иудейское также подвергнется суровому наказанию, и предупреждает, что беда подступит к стенам Иерусалима.

Содержание. Описываемые здесь события происходят во времена правления царя Менаше, который был известен своей тиранией и пренебрежением к традиции и религии предков. О нем сказано, что он наполнил Иерусалим кровью от края и до края. Царь заставлял вносить в Храм огромное каменное изображение божества, которое, перекосившись на один бок, придавливало всех тех, кто его нес. Двадцать пять лет продолжалась тирания Менаше и ему удалось многих людей ввергнуть в грех идолопоклонства. Пророк вступает в спор с простыми людьми и со знатью, оставившими веру предков. Он сохраняет надежду оторвать их от идолопоклонства и вернуть им понимание того, что есть добро, а что – зло. Пророк призывает прислушаться к словам, из которых следует, что Всевышний, совершивший столько великих чудес для Израиля при выходе из Египта и среди них превращение проклятия Билама в благословения, не требует от народа больших жертв, а только чтобы вершили они правосудие, любили милосердие и скромными были пред Всесильным Б-гом их.

Связь афтары с недельной главой. Упоминание о Биламе у пророка Михи сразу связывает этот отрывок с недельной главой, в которой история с Биламом занимает центральное место. Однако комментаторы находят еще несколько параллелей.

В обоих текстах находят одинаковые сравнения народа Израиля со львом, как сказал Билам: «Опустился он на колени, прилег как лев – кто поднимет его?», также говорит Миха: «И будет остаток Яакова между племенами. Среди народов многих, как лев среди животных лесных…».

Еще одна причина чтения в Афтаре именно этого отрывка из пророка Михи приводится в книге «Мааян а-Парша». Пророк Миха говорит: «И уничтожу я орудиячародейства из руки твоей, и колдунов не будет у тебя», что напоминает слова Билама: «Ведь нет ворожбы в Яакове, и нет волшебства в Израиле».

«Народ мой, вспомни, прошу, что советовал Балак, царь Моава, и что ответил ему Билам, сын Беора…» (Миха, 6:5).

Обычно в истории с Биламом большое внимание уделяется содержанию его проклятий, превратившихся в благословения. Пророк же Миха из всей истории упоминает только диалог между Биламом и Балаком, и не очень понятно, в чем же заключается важность их разговора?

Говорится в трактате Брахот (12б), что хотели наши мудрецы вставить отрывок со словами Билама в «Шма, Исраэль», но решили не делать этого только лишь потому, что чтение столь длинной молитвы будет излишне тяжелым для народа. Из этих слов мы понимаем, что если бы не эта сложность, то быть бы этому отрывку из Торы в «Шма, Исраэль». И где здесь связь между словами нечестивого Билама с принятием на себя ига Небес в «Шма, Исраэль»?

Связь между этими словами Торы поясняет сам Талмуд. Из-за того, что сказал Билам: «Опустился он на колени, прилег как лев – кто поднимет его»? Поясняет Раши: эти слова похожи на слова в «Шма, Исраэль» – «…сидя в доме своем, ложась и вставая…», что указывает нам на то, что Всевышний охраняет нас всегда, и днем и ночью, поэтому в оба периода дня мы уверенны и спокойны, как львы.

В книге «Комец а-Минха» приводится еще одно объяснение. Из слов Билама каждый еврей может выучить два очень важных принципа веры – что наша Тора написана не простым смертным, источником ее является Всевышний, и все в мире происходит по Б-жественному провидению. Ведь неоткуда было знать Моше о содержании разговора между Биламом и Балаком. Как тогда он мог записать эти слова, если не поведал ему их сам Всевышний.

Второй, важный принцип веры – Б-жественное провидение – можно выучить из того, как Всевышний хранил свой народ от интриг царя Балака и проклятий Билама

Когда приблизились сыны Израиля к границам Святой земли, то получили приказ не притеснять сыновей Моава. Они располагались станом и не были настроены на войну. Они даже не подозревали, что Балак давно готовится к войне с ними и послал гонцов за Биламом, чтобы тот проклял народ Израиля. И когда Билам прибыл издалека и начал предпринимать одну попытку за другой в надежде проклясть евреев, никто в стане Израиля не подозревал об этом. Но Г-сподь, Б-г Израиля в своем великом милосердии избавил свой народ от смертельной опасности, и из этого мы можем выучить, что Всевышний знает обо всем, что происходит в мире, и что Он хранит нас всегда. Это мы называем «ашгаха пратит» или Б-жественное Провидение.

http://www.beerot.ru/?p=2917

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here