Беаалотха — Во славу Царя

Дата: | Автор материала: Рав Йеуда Арье Лейб Алтер из Гур

3191

Недельная глава Беаалотха

«К лицу (середине) Меноры будут обращены огни семи свечей» (Бемидбар, 8:2)

Почему здесь используется слово «лицо»?

«И сделал так Аарон…» (Бемидбар, 8:3). Раши приводит слова мидраша «Сифри»: это похвала Аарону за то, что он не поменял ничего, сделал, «как Г-сподь повелел Моше». Эта похвала в той же степени может относиться к другим действиям Аарона, выполненным в точном соответствии с волей Творца!

Еще непонятно, почему все семь свечей повернуты к середине, – включая среднюю свечу? Как можно ее повернуть к ней самой?

Поясняет все это притча, которую приводит на этот стих «Мидраш Раба». Царь сказал своему приближенному, чтобы тот принял его у себя и устроил трапезу. В назначенный день царь прибыл со свитой, слуги принесли золотые светильники и роскошную утварь. Тот приближенный устыдился и спрятал свою посуду и все, что приготовил. Тогда царь, видя его смущение, приказал убрать царскую обстановку, сказал, что она ему не подходит и что он будет пользоваться только хозяйскими принадлежностями.

Судя по всему, этому приближенному следовало выставить свое угощение, несмотря на великолепие царской утвари. Лишь чтобы не смущать его, царь приказал спрятать всю эту роскошь. Но почему из-за смущения какого-то человека должно страдать достоинство царя? Так Тора и говорит: к лицу Меноры, Высшей Меноры в духовных мирах Славы Всевышнего, будут светить семь свечей, зажигаемых Аароном. Не нужно будет при этом умалять и скрывать Его Славу. Ведь основное назначение сокрытия Славы Творца в этом мире – дать человеку возможность для служения, иначе он просто не решится «подать царю свое скромное угощение». Однако праведник способен выполнять волю Творца и служить Ему, даже видя Его Славу и святость, и тому, кто готов к этому, показывают происходящее в высших мирах, потому что это не помешает его служению.

Тора восхваляет Аарона за то, что он, когда зажигал Менору, «не поменял» – не послужил причиной перемен в раскрытии Высшего Света и уменьшения Славы Творца. Он был великим праведником, и для его служения не требовалось никакого сокрытия.

Такое положение будет в Грядущем мире, как сказал Творец (Ваикра, 26:12): «И буду ходить среди вас». Мудрецы пояснили это так: вы не будете в смятении и смущении от Моего присутствия среди вас. И сказано (Захарья, 3:7): «Дам тебе идущих между этими стоящими». Ангелы служения названы «стоящими», потому что могут стоять и служить Творцу, хоть и наблюдают Его величие, которое возвышается над ними ничуть не меньше, чем над людьми.

Есть и другое понимание этого мидраша. Именно смущение и стыд, из-за которых приближенный спрятал свою посуду, побудили царя не использовать царские сосуды, а взять те, которые приготовил его приближенный. Тора требует зажигать светильник «перед лицом» Высших миров. Слово паним – лицо, перекликается со словом пним – внутренняя суть. Коэн должен понимать, что все заповеди связаны с аспектами в высших мирах, которым соответствуют, и сознавать полную зависимость своих действий от того, что происходит там. Он ощущает себя полностью подчиненным воле Творца и служит Ему в повиновении и стыде за свою ничтожность перед Ним. И именно из-за этого его действия принимаются благосклонно и возносятся очень высоко. Всевышний как бы отказывается от высшего ради служения низших, хоть свет нижнего светильника и не идет в сравнение с высшим Светом.

Надо понимать, что этот приближенный к царю поступил не лучшим образом, ведь из-за него царь отказался от царской посуды. Да и что было ему смущаться: надо понимать, что у царя и так все есть, он ради него самого попросил устроить ему трапезу. Если бы он это понял, то не стал бы ничего прятать, и царю не пришлось бы отвергать свои сосуды.

Так и в служении Б-гу. Само исполнение заповеди – не в силах человека [без помощи Всевышнего], однако ему отведено исполнить волю Творца. И насколько он это понимает, настолько меньше будет его стыд в Истинном мире, и так мы просим: «чтоб не пришлось нам стыдиться и ощущать свою никчемность». Тот, кто приписывает себе всякие заслуги и ценит собственные дела, попав в Истинный мир, обнаруживает свою ничтожность и безмерно стыдится. А если и замечает за собой какое-то благое дело, старается его спрятать, совсем как в нашей притче, потому что его дела приземленные, в них нет и тени «царской посуды». Но тому, кто стыдился себя в этом мире, не придется ничего прятать.

Сказали мудрецы о Мире истины (Бава Батра, 15): «Хорошо тому, кто пришел сюда, и изученное у него в руках». Но разве там просто проверяют объем знаний? Нет, его Тора у него в руках, то есть ему не приходится ее прятать, потому что изучал он ее в трепете перед Тем, Кто ее даровал. И Менору зажигают «в открытую», «перед лицом», и так не приходится Царю отвергать царскую славу.

Перевод – рав Ш. Скаржинский


http://www.beerot.ru/?p=26229