Глава Беаалотха — Сила нашего желания

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Дискин

391
сила желания

Пишет рав Цадок а-Коэн из Люблина («Цидкат а-Цадик»): «Желания человека обладают силой, способной воплощать в реальность практически все, что человек страстно хочет.

И не только позитивные вещи, но и отрицательные желания, — подобно тому, как сказали наши мудрецы: человека ведут [Свыше] тем путем, по которому он начинает идти. И человек был бы способен добиться [реализации] любой страсти в мире, если бы не установленная Творцом Высшая система правосудия, не всегда это допускающая. Так, во времена царя Шломо, когда была достигнута наивысшая (но не окончательная) точка в исправлении мира, и Небеса не препятствовали реализации желаний, сказано: “И было, после того как Шломо закончил постройку дома Г-сподня и дома царского, и всего, чего желал Шломо, что он хотел сделать” (Млахим 1, 9:1). Чего бы не пожелал Шломо – всего достигал.

И так я слышал, что фараон Шишак (тесть Шломо) приобрел свое имя благодаря тому, что страстно желал заполучить трон Шломо и все его богатство. [Имя שישק, Шишак образовано от слова חשק, хашак, – страстно желал.] И ему удалось реализовать это желание в годы правления сына Шломо, Рехавама, когда народ Израиля стал грешить, и Высшая система правосудия уже не ограничивала неподобающие желания фараона. А наши мудрецы сказали об этом в трактате Псахим (87б), что все богатство, вынесенное из Египта, вернулось на свое прежнее место…

…Так мы находим, что сказано о Яавеце: “И воззвал Яавец к Б-гу Израиля, сказав: если Ты благословишь меня и увеличишь границу мою, и будет рука Твоя со мной, и охранишь Ты (меня) от зла, чтобы не горевал я! И дал ему Б-г то, что он просил” (Диврей а-Ямим 1, 4:10).

Говорят наши мудрецы (Тмура, 16а), что Яавец был способен разобрать и постичь Тору больше, чем даже Йеошуа. И как он этого достиг? Страстным желанием и молитвой. Так сказал Яавец: “Если Ты благословишь меня…” — в учебе Торы; “увеличишь границу мою…” — чтобы у меня было много учеников; “и будет рука Твоя со мной…” — чтобы все, что я учу, не забывалось; “и охранишь Ты (меня) от зла…” — чтобы у меня всегда были подходящие для учебы хевруты, которые будут помогать в учебе, а не отвлекать; “чтобы не горевал я…” — чтобы не одолевало меня дурное начало. Если я получу все это – здорово! Но если нет – для чего мне жить. Тут же получил Яавец ответ от Всевышнего, как сказано: “И дал ему Б-г то, что он просил”».

Подобное мы встречаем у многих великих нашего народа.

О Лее сказано: «И услышал Б-г Лею…» (Берешит, 30:17). Поясняет Раши: «И услышал Б-г Лею…» — потому что очень хотела привести в мир колена Израилевы.

Подобное произошло и с Моше: «И принесли скинию к Моше» (Шмот, 39:33). Рассказывает мидраш: после того, как все элементы были готовы, ни у кого не получалось собрать и установить Мишкан. Почему? Потому что Моше сожалел о том, что не участвовал вместе с другими в его возведении. Необходимые материалы собирал весь народ. Бецалель и Оалиав заведовали работами. И когда увидел Всевышний, что Моше очень сожалеет о том, что не участвовал в строительстве Мишкана, то сделал так, что только он смог установить Мишкан («Танхума», Пекудей 11).

Так дочери Цлофхада, желая не просто получить отцовское наследство и кусок земли, а желая получить удел в Израиле и возможность выполнять заповеди, связанные со Святой землей, добились результата, как сказано: «Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его из-за того, что нет у него сына? Дай нам удел среди братьев отца нашего» (Бемидбар, 27:4).

Известен еще один человек, который удостоился того, что в его честь в Торе появилась глава о нем.

Это Итро, который увидел, что: «… сел Моше судить народ, и стоял народ перед Моше с утра до вечера» (Шмот, 18:13). Поясняет Раши, что Итро было больно от того, что страдал народ Израиля. Ему было небезразлично духовное, поэтому он удостоился чести: целая глава в Торе названа в его честь.

И в нашей главе рассказывается о том, как евреи, которые были нечистыми, не могли принести пасхальную жертву. «И сказали те люди ему: мы нечисты от трупа человеческого; за что же мы будем лишены того, чтобы принести жертву Г-сподню в назначенное для нее время в числе сынов Израиля?» (Бемидбар, 9:7). И когда увидел Всевышний, что они пожаловались, но не из-за того, что хотели есть пасхальную жертву, а потому что сожалели, что утратили возможность исполнить редкую заповедь, — Творец наградил этих людей.

И сегодня у нас есть второй Песах, в заслугу страстного желания тех людей.

Если бы каждый из нас представал бы в молитве перед Творцом. И если бы молитва эта была результатом страстного желания добиться духовного роста и познаний Торы. И если бы мы не просто просили у Небес, а по-настоящему плакали, кто знает, каких бы духовных вершин мы могли достичь, как этого добились Отниель бен Кназ (Яавец) и другие великие нашего народа.

Подготовил: рав Нахум Шатхин

http://www.beerot.ru/?p=46524

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here