Недельная глава Беаалотха
«Вот (закон) о левитах: (каждый левит) с двадцати пяти лет и старше состоит на службе для (исполнения) работы при Шатре Откровения» (Бемидбар, 8:24).
Пишет Раши: а ведь в другом месте (Бемидбар, 4:47) сказано: «с тридцати лет». Объяснение таково: в двадцать пять лет левит приходит изучать законы служения и учится пять лет. А в тридцать лет начинает работать. Отсюда мы учим (Хулин, 24а), что ученик, который в течение пяти лет не видел успеха в своей учебе – не увидит и далее.
По этому поводу расскажу историю, которую услышал от рава Фридмана, главы ешивы в Лондоне, когда я гостил там. Среди учащихся ешивы был один парень, которому было очень тяжело учиться. «Тот, кому трудно понять, и он легко забывает – это плохой удел» – сказано в Мишне (Авот, 5:12). Сидел, мух считал – и все на этом. Если бы это был какой-то другой ученик, рав давно бы отправил его домой. Но отец этого ученика был одним из важнейших деятелей общины. Если бы он потребовал посадить куклу у стендера, то его бы послушались. Тем не менее, глава ешивы хотел быть честным с самим с собой. Он позвал отца и показал ему слова Гемары об ученике, который пять лет не видел успеха в своей учебе, и значит – не увидит и далее. Пусть отец знает, что есть такое явление, и его сын – яркий пример тому. Пусть решает сам.
Отец ответил: «Я не педагог. Решайте Вы!»
«Знаете, — предложил глава ешивы, — я готов полететь с юношей в Землю Израиля, и спросить Стайплера!» Отец ответил: «Нет проблем, я оплачу билеты!»
Сказано – сделано. Они прилетели в Израиль, помолились у Стены Плача и поехали в Бней-Брак. Приехали к гаону Стайплеру. Рав Фридман написал ему записку (Стайплер плохо слышал, и ему излагали вопросы в письменном виде): с тех пор, как юноша начал учить Гемару, уже прошло более пяти лет, но он совершенно не продвигается в своей учебе, не участвует в уроках и не учится с друзьями. Может быть, ему стоит поискать другое занятие.
Стайплер начал медленно и внимательно читать записку, и оба – рав и ученик – следили за ним с замиранием сердца.
Стайплер отложил записку и улыбнулся ученику:
— Ты учишься в ешиве?
— Да.
— Что учишь? Гемару?
— Нет, — он ведь Гемару не понимает.
— Мишну?
— Нет, – ведь Мишну тоже не понимает.
А Стайплер не перестает мягко улыбаться:
— А что ж ты учишь?
— Алаху. «Кицур Шулхан Арух», немного – «Хаей Адам».
— И что, это ты понимаешь?
— О, да. Понимаю, а если нет — спрашиваю. Много повторяю, чтобы запомнить. Черчу себе таблицы – жаль, что не взял с собой.
Улыбка Стайплера стала еще шире, и он повернулся к раву Фридману:
— Вы – глава ешивы?
Тот кивнул.
— Ну, надеюсь, что преуспеете… Ведь если бы я был главой ешивы, а Вы – преподавателем в ней, я бы Вас уволил! Как можно отчаиваться в ученике, который день за днем, упорно и прилежно поднимается в Торе, каждый день учит новую алаху? Ведь сказано: «Каждому, кто учит алахот каждый день, обещано, что он – “сын” Будущего мира (иными словами —удостаивается Будущего мира)»! Это называется, что он не видит успеха в учебе?! Что он не продвигается?!
А ведь речь не только об этом юноше! Речь о каждом из нас!
Однажды Стайплер сказал мне: «Рав Яаков, Вы ведь выступаете перед бней Тора. Многие из них считают, что успех в учебе измеряется почетом, которого они удостаиваются в ешиве, уважением и вниманием, которые выказывает им преподаватель. Острыми вопросами или блестящими ответами. Глубокими познаниями в одной теме или широкими – во многих темах. Скажите им, что все это – ошибка! Каждый лист Гемары, который прошли, каждый комментарий Раши, который поняли, каждый комментарий Тосафот, который проучили, все это – успех!»
Если бы это знали, сколько расстройства можно было сэкономить, и сколько бней Тора были бы радостны и счастливы!
А ведь, на самом деле, эту точку зрения Стайплера мы находим прямо в Гемаре! Многие знают эту историю, но не все изучают ее внимательно и делают выводы.
Сказано в трактате Эрувин (54б), что у раби Прейды был ученик, которого он обучал 400 раз (обучал каждой вещи, до тех пор, пока ученик не запоминал это – комм. Раши). Однажды раби Прейда сказал ученику, что, возможно, ему придется уйти посреди учебы, чтобы выполнить одну заповедь. Однако в итоге его не позвали для этого. Он обучил ученика 400 раз, и тот все равно ничего не запомнил. Раби Прейда спросил его, что случилось? Ученик ответил, что, поскольку он знал, что наставнику скоро придется уйти, то не мог сосредоточиться. Все время думал о том, что вот-вот рав уйдет и оставит его посредине учебы. «Ладно, — сказал раби Прейда, — теперь сосредоточься, и я обучу тебя». И учил его еще 400 раз. Тогда раздался голос с неба (бат коль) и спросил его: «Чего ты желаешь – чтобы добавили тебе еще 400 лет жизни, или удостоилось Будущего мира все твое поколение?» Он выбрал удостоить все свое поколение, и тогда Всевышний сказал: «Дайте ему и то, и другое!»
Известны слова рава Хаима Шмулевича, что все восхищаются равом Прейдой, а он восхищается учеником — какая сила желания, какая приверженность цели, учить каждую вещь 400 раз! Спросили по этому поводу рава Хаима Каневского, почему же ученик не удостоился такой великой награды? Тот ответил, что со стороны ученика нет ничего особенного – он ведь обязан учить Тору. И если он понимает и запоминает выученное только через 400 раз, он обязан учить так. Это подобно человеку, у которого выпали зубы. Будем ли мы восхищаться тем, что он размачивает хлеб, измельчает в крошки мацу и старается варить себе кашу? У него просто нет выбора! Восхищаться нужно раби Прейдой, который посвятил этому ученику столько времени.
Возникает вопрос, почему же он получил награду только в тот день? Потому что учил 800 раз. Но тогда ему полагалось бы 800 лет в награду! Это доказывает, что за первые 400 раз награду не получают, ведь это обязанность: «И обучай сыновей своих», а сыновья – это ученики, как объясняет Раши. И сказано: «нет награды за заповедь в этом мире». Но за то, что человек сделал сверх своей обязанности, он получает награду и в этом мире. Те четыреста раз, которые ему пришлось обучать ученика из-за его рассеянности, были сверх обязанности, и за них раби Прейда получил награду!
А ведь все это написано в нашей недельной главе! Откуда мы учим это правило, что ученик, который пять лет не видел успеха в учебе, уже и не увидит? Из служения левитов. А в чем заключалась их работа? Говорится в трактате Арахин (11б): «Однажды раби Йеошуа бар Хананья пошел помочь запереть врата (в Бейт а-Микдаше) раву Йоханану бен Гудгада. Тот сказал ему: “Сын мой, вернись назад, ведь ты – из певцов, а я – из привратников, а певец, который выполнил работу привратника, заслуживает смерти”». И я вас спрашиваю: как можно пять лет учить премудрость запирать дверь?! Тем не менее – учат. Месяц, два, год и два года.
И ведь речь идет не о ребенке и не о подростке: с возраста двадцати пяти лет до тридцати! А если он не научился запирать врата ни в двадцать шесть лет, ни в двадцать семь, ни в двадцать восемь, то ученик раби Прейды по сравнению с таким левитом – просто гений! И все равно не отчаиваются, учат пять лет запирать врата.