Золотая, серебряная и железная меноры

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Каневский

515
меноры

В самом начале недельной главы Беаалотха менора упоминается четыре раза.

Дважды слово «менора» фигурирует в полном написании — מנורה — с буквой ו (вав): «Говори Аарону и скажи ему: когда ты будешь зажигать светильники, то на лицевую сторону меноры (המנורה) да светят эти семь светильников» (8:2), и «И сделал так Аарон: к лицевой стороне меноры (המנורה) зажег он светильник, как Г-сподь повелел Моше» (8:3). Еще два раза слово «менора» приводится в неполном написании, без буквы вав: «И вот устройство меноры (המנרה): из цельного слитка золота выкована она, до самого основания ее, до цветков ее, из цельного слитка выкована она, по образу, который Б-г показал Моше, так сделал он менору (המנרה)» (8:4).

Возможно, это намекает на следующее. Единственным светильником, который зажигался в период Первого Храма, была золотая менора, сделанная Моше. Эта менора была захвачена во время разрушения Первого Храма и унесена в Вавилон. Скорее всего, она была возвращена царем Корешем вместе с золотой и серебряной утварью Первого Храма (Эзра, гл. 1) и использовалась для служения во Втором Храме.

В трактате Авода Зара (526) приводится закон, в соответствии с которым утварь Храма, преднамеренно оскверненная идолопоклонниками, впредь запрещена для служений.

Поэтому, когда Маккавеи, победив греков, захватили Храм, использование старой меноры не представлялось возможным. Нужно было создавать новую менору, но для этого требовались время и средства. Рассказывается в трактате Менахот (28б), что с целью восстановления служения в Храме на первом этапе была сооружена менора из железа. Когда смогли собрать средства, то отлили менору из серебра. Когда же было собрано достаточно средств для покупки необходимого количества золота, то вновь перешли к использованию золотой меноры, вплоть до разрушения Второго Храма. [Тот факт, что и при неполном написании слова «менора» стих говорит о золотой меноре, намекает на то, что даже когда в Храме есть не золотая менора, есть обязанность заменить ее на золотую.]

Получается, что за все время существования обоих Храмов в Иерусалиме для служения использовались четыре меноры.

Две из них соответствовали всем требованиям закона, потому что были сделаны из золота. И еще две — серебряная и железная — пусть и использовались, но лишь по причине отсутствия выбора. Возможно, именно поэтому в недельной главе Беаалотха менора упоминается четырежды. Два раза в полном написании, и дважды – в «урезанном».

Подготовил рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=51601