Глава Корах — Золото Кораха

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

925
золото кораха

О чем говорится в стихе: «(Доброе) имя предпочтительнее большого богатства…» (Мишлей, 22:1)? «(Доброе) имя» — это имя Моше, которое предпочел Всевышний «большому богатству» Кораха.

Одной из причин, подтолкнувших Кораха к бунту, было его несметное богатство. Но было ли это лишь материальное богатство?

Всевышний обещал Аврааму, что после длительного рабства в чужой стране его потомки выйдут с большим имуществом, как сказано: «Но и над народом, которому они порабощены будут, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом» (Берешит, 15:14). Поясняют мудрецы, что под большим имуществом подразумеваются не только материальные блага, но, главным образом, искры святости и духовные вещи, необходимые нам для служения Всевышнему.

Разумеется, были и серебро, и золото, но они являлись лишь внешней оболочкой того, сколько духовных богатств приобрели евреи за двести десять лет египетского изгнания.

Корах, как известно, обладал самым большим материальным состоянием. Вот что говорят об этом наши мудрецы. «Все золото Египта (собранное во время голода) разделил Йосеф на три части и спрятал. Одну часть нашел Корах…» (Санедрин, 110а). «У Кораха были триста белых ослиц, ношей которых являлись сундуки с ключами от сундуков с золотом и серебром, вынесенных из Египта» (Псахим, 119а).

Несметные богатства, доставшиеся Кораху, стали причиной его духовного падения.

Корах, будучи человеком мудрым, также понимал, что не золото и серебро представляют собой истинную ценность, а искры святости, приобретенные в египетском плену. Но он ошибочно полагал, что количество золота являлось показателем количества приобретенной святости. В действительности же каждый брал столько золота и, соответственно, вбирал в себя столько святости, сколько ему недоставало до духовной цельности.

Получается, что огромные богатства, им приобретенные, все золото Кораха, лишь свидетельствуют о том, насколько он был ущербен духовно.

В то же время Моше вообще не занимался приобретением золота египтян (Сота, 13а) — у него не было в этом необходимости. Ведь Моше смог достичь почти высшей духовной цельности, поднявшись до пятидесятых врат мудрости. А материальные излишества могли лишь навредить Моше, как и другим евреям. Чтобы освятить приобретенное богатство, Всевышний приказал собирать необходимые материалы на строительство Мишкана. Так будет восстановлено духовное равновесие народа, и тогда Шехина сможет пребывать в его среде. Увидев это духовное равновесие в среде народа Израиля (но не почувствовав своей ущербности), Корах и решился на бунт, провозгласив: «…полно вам! ведь вся община, все святы, и среди них Г-сподь!» (Бемидбар, 16:3).

Моше, как уже упоминалось, не нуждался в материальных трофеях, которые могли лишь нанести ему ущерб.

Хотя приводится в трактате Недарим (38а), что Моше обогатился осколками камня сапир, из которых он высекал вторые Скрижали Завета. Две глыбы драгоценных камней ему предоставил Сам Всевышний, а это был, пусть и источник материального блага, однако более возвышенный и «чистый» в духовном плане.

Таким же образом можно объяснить и причину того, почему после избавления в Пурим сказано: «… а на грабеж не простерли руки своей» (Эстер 9:16).

После того, как весь народ Израиля заново принял на себя Тору, — разве интересовали кого-то золото и дорогие вещи?


http://www.beerot.ru/?p=46756