Комментарии Рамбана — Недельная глава Корах

Дата: | Автор материала: Рамбан

1978

«И земля сомкнулась над ними»

«Но если Г-сподь создаст нечто совершенно новое (בְּרִיאָה יִבְרָא)» (Бемидбар, 16:30).

В комментарии раби Авраама [Ибн Эзры] объяснено так: слово בְּרִיאָה означает в Торе сотворение сущего из ничего, но ведь и прежде во многих странах земля раздвигалась, поглощая жителей в свои недра, – поэтому [выражение בְּרִיאָה יִבְרָא] следует истолковать [по отношению к Кораху и его сообщникам] как «истребление», подобно сказанному: «И изрубят (וּבָרֵא) их мечами своими» (Йехезкель, 23:47).

И верно сказано, что в святом языке нет иного слова, указывающего на сотворение сущего из ничего, кроме этого ]слова בְּרִיאָה [. И действительно, раздвижение земли не является «совершенно новым» творением, но то, что «земля распахнет свою пасть и поглотит» грешников – это совершенно новое событие, какого никогда еще не было. Ведь когда земля раздвигается, как это часто бывает при землетрясениях, то разлом остается открытым и постепенно заполняется водой, образуя новое озеро. Но если земля раздвигается и сразу же снова смыкается, подобно тому, как человек открывает свой рот, чтобы проглотить что-нибудь, а затем его закрывает, – такое произошло в тот день впервые, как будто было сотворено. И поэтому-то сказано: «И земля сомкнулась над ними» (16:33).

И поэтому написано: «Земля под ними раскололась» (16:31), а затем разъяснено, как именно это происходило: «И распахнула земля свою пасть, и поглотила их» (16:32). А, по мнению наших наставников, открылся вход в Геином – и это тоже было совершенно новым событием.

[См. Санедрин, 110а, Раши. В Талмуде также указано, что существует три входа в Геином: один – в [синайской] пустыне (т. е. тот, что поглотил Кораха и его ближайших сообщников), второй – в море (рядом с этим входом побывал пророк Йона; см. «Пиркейде-раби Элиэзер», 10), а третий – в Иерусалиме, как поясняет раби Йоханан бен Закай: «Две пальмы есть в Гей Бен Ином (значение слова «гай» или «гей» – «ущелье», «долина»), а между ними поднимается дым – …и это вход в Геином» (Эрувин, 19а; см. также в книге Рамбана «Шаар а-Гмуль», русск. перевод «Врата воздаяния», с. 48-49).

Комментаторы утверждают, что Корах, Датан и Авирам опустились на самый нижний из семи уровней Геинома, называемый Шеол, как написано (Бемидбар, 16:33): «И сошли они со всем принадлежащим им заживо в преисподнюю (שְׁאֹלָה – шеола)» (р. Бхайе на Бемидбар, 16:33; о семи уровнях Геинома см. «Врата воздаяния», с. 50-52).

Выдающийся знаток сокровенного учения Маараль из Праги пишет, что не только Корах, но и каждый бааль а-махлокет (любитель раздоров, склочник) в конце концов неминуемо сходит в Шеол, на седьмой уровень Геинома, – и на это намеком указывает буква ק (куф) из слова מחלוקת (махлокет), выступающая вниз наподобие указующего перста («Нетивот Олам»«Натив а-Шалом», 1; «Ми-маамаким», Бемидбар, 40, с. 248). Более того, по определению Маараля, «Геином и махлокет имеют общее происхождение и представляют собой явления одного порядка», между которыми существует неразрывная причинно-следственная связь («Дерех Хаим», 5:17).

В содержащем глубочайшие тайны мидраше поясняется, почему в рассказе Торы о втором дне Творения не написано: «И увидел Б-г, что это хорошо», как в другие дни, – в этот день были сотворены Геином и махлокет (разделение, раздоры; от основы חלק – делить, разделять), как сказано (Берешит, 1:7): «Отделил воду под сводом от воды над сводом» («Берешит Раба», 4:6). По словам знатоков сокровенного учения, «в этот день нижний мир был отделен от высших миров, и возникла реальность земного мира, которая выглядит самостоятельной и отделенной от абсолютного единства Творца» («Ми-маамаким», Бемидбар, 40, с. 245, 41, с. 254-255). Эта иллюзорная «независимая реальность», существующая как бы вне своего Творца, породила в будущем, после сотворения Первого Человека, возможность свободного выбора и греха – и, соответственно, возникла необходимость в карах и Геиноме. И об этом же сказано в святой книге «Зоар»: на второй день Творения, когда Всевышний «отделил воду под сводом от воды над сводом», появилось первое разделение (махлокет), и как следствие этого возник Геином («Зоар», Берешит, 17а).

Таким образом, источник махлокет (разногласий и раздоров) заключен в том разделении, которое произошло на второй день Творения, когда земной мир был отделен от высших миров, являвшихся его корнем. Теперь в силу этого разделения человек ощущает себя автономным существом, не составляющим абсолютное единство с окружающим его миром. И чем более человек забывает корень, от которого он пророс, и удаляется от него, тем сильнее он увязает в раздорах и разногласиях, связывая себя, не дай Б-г, с Геиномом. И напротив, когда человек путем самоотверженного духовного служения воссоединяется со своим корнем, он тем самым воссоединяется со всем человечеством и со всей Вселенной, связанной с этим корнем. А следовательно, конечной целью служения Творцу должно быть преобразование своего אני (ани – «я») в אין (эйн – «нет»), чтобы все поступки совершались не для возвеличивания своего «я», но во имя Небес – и в этом высшее предназначение человека. И в этом заключена тайна мира и взаимопонимания между людьми, которой в полной мере владели избранные Б-гом вожди народа Израиля – Моше и Аарон («Ми-маамаким», Бемидбар, 40, с. 250 и 255, 41, с. 265).]

И сказано: «И пропали они из среды общины» (16:33), так как они исчезли на глазах у всех, стоявших вокруг, – земля на мгновение распахнула «свою пасть» и сомкнулась над ними, и «неизвестно, где место их».

[В Талмуде указывается от имени раби Акивы, что у Кораха и его ближайших сообщников нет удела в Будущем мире, как написано: «И земля сомкнулась над ними – в этом мире, и пропали они из среды общины – [окончательно пропали и не вернутся даже] в Будущем мире» (Санедрин, 108а).]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=15826