И не будет переходить надел от одного колена к другому — Рамбан к недельной главе Масей

Дата: | Автор материала: Рамбан

1273

«И не будет переходить надел от одного колена к другому»

Это повеление было направлено лишь на то, чтобы исправить ситуацию в поколении, [которое войдет в Землю Израиля]. Ведь если бы среди народа Израиля оказались женщины, вышедшие замуж за мужчин из других колен, то в случае смерти отца и братьев, не оставивших сыновей, эти женщины унаследовали бы семейный надел, который затем неминуемо перешел бы от колена к колену – и это было бы уже невозможно исправить. Однако Тора не запретила, чтобы этим женщинам наследовал их сын или муж, чтобы не нарушать уже установленные законы наследования.

И здесь, в Торе, не принимаются во внимание случаи, которые могут произойти в будущем [ведь написано: «И всякая дочь, наследующая надел в коленах сынов Израиля, должна стать женой одному из семейства колена своего отца» – имеется в виду дочь, которая уже является «наследницей», а не станет ею в будущем («Бейт а-Яйн», Бемидбар, 36:7-9 /5/)], – и девушкам, не являющимся наследницами надела, разрешено выходить замуж за юношей из любых колен, несмотря на то, что в будущем они могут стать наследницами: ведь возможно, что их братья умрут при жизни отца, и надел отца или других родственников перейдет к дочери. А согласно мнению наших наставников, утверждавших, что «это повеление имело отношение только к тому поколению», можно предположить, что во всем том поколении, входящем в страну Кнаан, не было других женщин, наследующих надел, кроме дочерей Цлофхада – ведь никто, кроме них, не обращался [к Моше с подобным вопросом].

И вот, Тора повелевает, что если, начиная с того дня и до раздела Земли Израиля между коленами, умрет мужчина, надел которого наследует его дочь, ей запрещено выходить замуж за мужчину из другого колена – чтобы в момент раздела земли тот человек не получил участок от другого колена. Ведь особенно важно было, чтобы колена не смешивались между собой именно в период раздела [так как каждый должен получить участок земли, предназначенный Всевышним именно для него], а затем уже границы каждого колена будут известны – и смешение не будет такой уж проблемой. А поскольку срок раздела не был известен [сынам Израиля], это повеление обращено [как бы] и к будущим поколениям – но Творцу, «в чьей руке находятся души всего живого», известно будущее. [И Ему было известно, что даже если какая-либо девушка выйдет замуж за юношу из другого колена, ее отец и братья не умрут до раздела земли, и она не станет наследницей («Бейт а-Яйн», Бемидбар, 36:7-9 /10/). В Талмуде указывается, что запрет брать жену из другого колена был отменен сразу же, как только завершилось поколение завоевавших Землю Израиля (Бава Батра, 121а, Раши).]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=27438