Леках Тов — главы Матот-Масей

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

961
матот-масей

Человек в ответе всегда

«…и если вдруг, без ненависти толкнул его…» (Бемидбар, 35:22).

«Вдруг» – ненамеренно. Онкелос перевел: «внезапно» – будучи близко к убитому, так что не успел обратить внимания на него. (Раши).

Рав М. Робман говорит, что очень важно понять сказанное здесь. Говоря о непреднамеренном убийстве, Тора неоднократно подчеркивает неосторожность и ошибку: «вдруг», «без ненависти», «не умышляя», «не видя», «не будучи врагом его», «не желая ему зла». И все же, четырежды в нашей главе «убийца по неосторожности» назван убийцей. Более того, он несет тяжелое наказание, будучи вынужден оставить дом и семью, бежать в город-убежище и оставаться там до смерти первосвященника. Убийца по неосторожности обречен на то, чтобы оставаться в убежище неопределенно долгий срок, и если он покинет этот город – мстителю позволено убить его.

За что же такое суровое наказание, ведь, в конце концов, все произошло по ошибке? Нечто подобное мы находим и в видуе (исповеди в грехах): «За грех, который мы свершили перед Тобой намеренно или по ошибке». Грех по ошибке здесь также назван грехом.

Сказано «Также и без знания нехорошо душе» (Мишлей, 19). Когда человек делает зло, даже «без знания», «нехорошо душе» – нехороша душа его. Ведь причина этого, как правило, в недостатке внимания к ближнему, в недостатке ощущения его боли и страдания.

Как известно, камень, брошенный по ошибке, нечасто падает на голову того, кто его бросил. Гораздо чаще – на чужую. Как же так, ведь все произошло случайно? Просто человек, по природе своей, гораздо осторожней в отношении себя, чем в отношении других. Тора, однако же, велит нам: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» – в прямом смысле. И все это – в отношении каждого человека. А с мудреца Торы спрос еще больше. Тяжелое наказание может постигнуть его лишь за то, что он не молился, чтобы несчастье не постигло еврейский народ. Написано в Талмуде (Макот, 11), что матери первосвященников поставляли в города-убежища пищу и одежду, чтобы находящиеся там убийцы не молились о смерти их сыновей. («Убийца по неосторожности» возвращается домой после смерти первосвященника.) Молитва их могла быть принята на Небесах из-за вины первосвященников, которые недостаточно просили Всевышнего о своем поколении.

Задумаемся, насколько нелепы фразы, которые люди говорят в свое оправдание: «я не видел», «не слышал», «не обратил внимания»! Напротив, следует спросить, почему, в самом деле, ты не знал, не слышал и не обратил внимания? Ведь «и без знания нехорошо душе».

Тора очищает душу

«И сказал Элазар-коэн воинам, выходящим на войну: “Вот закон Торы, который заповедал Г-сподь Моше. Только золото, и серебро, и медь… Все, что касается огня, проведите через огонь…”» (Бемидбар, 31:21-23).

Известно, что огонь очищает сосуд от впитавшихся в него остатков запретной пищи, даже когда кипящая вода не может сделать этого. Подобно этому и Тора, о которой говорится: «разве не подобно слово Мое огню», может очистить душу человека от впитавшейся в нее скверны.

Хафец Хаим говорит, что именно этому учит нас сказанное здесь. Об очищении захваченных на войне сосудов сказано: «Вот закон Торы». Но ведь, как известно, законом называются заповеди, смысл которых непостижим человеком. Очищение же посуды – заповедь, доступная разуму. Каждому понятно, что таким же образом, как посуда впитала в себя следы пищи, она может и избавиться от них. Чтобы очистить котел, предназначенный для варки, достаточно вскипятить в нем воду. Посуду же, которой пользовались над открытым огнем, требуется прокалить на огне. Почему же Тора назвала эти правила законом Торы?

Очевидно, в этих словах содержится намек на другие правила – правила того, как слова Торы очищают душу. Тора уподоблена воде, очищающей от скверны того, кто «погружается» в нее. И даже тому, кто много грешил и полностью погряз в нечистоте, поможет Тора, подобная огню. Тора сожжет всю грязь, впитанную душой. Так говорит и Мидраш Танхума: «Если согрешил человек и повинен смерти перед Небесами, что сделать ему, чтобы избежать смерти? Если привычен он учить одну главу – пусть станет учить две, один лист – пусть станет учить два».

Следует особо отметить, что, прежде всего, человеку следует оставить свои грехи. Если же нет – он подобен тому, кто погружается в микву, держа скверну в руке. Он не сможет очиститься с помощью Торы, как невозможно очистить посуду, не отмыв ее прежде от грязи. Поэтому, передавая евреям правила очищения посуды, Элазар сказал «вот закон Торы». Все сказанное здесь относится не только к золоту, серебру, меди и железу. Это еще и намек на то, что Тора, подобно воде или огню, очищает душу человека.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=40360