Насо — Награда за заповедь

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай)

1465

«”Обратит Г-сподь лицо Свое к тебе” (Бемидбар, 6:26) – в тех вещах, которые между Ним и тобой» («Мидраш Раба», 11:7).

В этом мидраше можно найти намек на вопрос и чудесный ответ, которые приводят мудрецы последних поколений, благословенна их память.

В трактате Кидушин (39б) сказано: «Нет награды за выполненные заповеди в этом мире». Но разве может Всевышний ждать с наградой до Будущего мира, разве в Торе не написано прямым текстом: «В тот же день дай плату его»? Ведь следует выплачивать зарплату наемному рабочему в тот же день! И известно, что Всевышний выполняет всю Тору. Так как же может Всевышний относиться к евреям с особым благоволением в этом мире (как сказано в приведенном стихе), ведь награда за заповедь выдается в Будущем мире?

Комментаторы объяснили, опираясь на «Шульхан Арух» («Хошен Мишпат», 339:6), что нанимающий рабочего через посредника не преступает запрет «отложенного платежа», – ни он сам, ни посредник. И поскольку Всевышний передал Тору через посредника – нашего учителя Моше – то Он не обязан выдавать награду в тот же день. Комментаторы добавили также, что заповедь веры не такая, как все остальные заповеди, и за нее получают награду в этом мире. Это потому, что заповедь веры во Всевышнего мы получили среди первых двух речений: «Я – Г-сподь, Б-г твой» и «Не будет у тебя других богов передо Мной», и их мы услышали непосредственно от Всевышнего. Поэтому к ним не применимо объяснение невыплаченной платы тем, что был посредник.

В свете этого объясним и вопрос в приведенном мидраше. Объясняется, что это особое отношение – в заслугу «тех вещей, которые между Мной и тобой», то есть заповедей, которые Всевышний передал народу Израиля лично, без посредников. Здесь имеется в виду вера.

Более того, вера является частью любой заповеди. Например, когда человек сидит в сукке, но делает это не по велению Всевышнего, очевидно, что в таком действии нет никакого исполнения заповеди и никакой награды. Ведь заповеди нужно исполнять, осознавая, что Создатель мира дал нам их. А мы, в свою очередь, исполняем заповеди именно с верой в Него. И поэтому в каждом благословении мы произносим «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной», признавая Всевышнего Царем мира и Создателем земли. Таким образом, получается, что за каждую заповедь народу Израиля полагается также награда в этом мире, хотя за основную часть исполнения все равно остается награда в Будущем мире.

И теперь мы сможем объяснить написанное в Гемаре (Брахот, 20б): «Сказали ангелы служения перед Всевышним: Властелин мира, написано в Твоей Торе: “Который не будет лицеприятствовать и принимать взятки”, но ведь Ты именно лицеприятствуешь Израилю, как написано: “Обратит Г-сподь лицо Свое к тебе”? Всевышний ответил им: Как же не буду им лицеприятствовать, когда написал Я им в Торе Моей: “И поешь, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего”, а они устрожают для себя закон и (благословляют) даже после небольшого кусочка хлеба, размером с яйцо или маслину». В принципе и на это можно задать тот же вопрос: ведь награда за заповедь дается в будущем мире? Но в свете сказанного ясно, что, поскольку к каждой заповеди добавляется аспект веры (которая также является отдельной заповедью), за нее приходит награда в этом мире. В частности, за благословения, в которых сыны Израиля объявляют о своей вере в то, что Б-г – Создатель неба и земли. Конечно же, за это Всевышний «обращает Свое лицо» к нам в этом мире.

Подготовила З. Скаржинская

http://www.beerot.ru/?p=26102

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. А где имнно Бен Иш Хай это написал? Не удалось найти источник
    אשמח אם תגידו איפה בן איש חי כתב את זה
    לא מצאתי
    בברכה

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here