Насо — Награда за заповедь

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай)

3366

Недельная глава Насо

«”Обратит Г-сподь лицо Свое к тебе” (Бемидбар, 6:26) – в тех вещах, которые между Ним и тобой» («Мидраш Раба», 11:7).

В этом мидраше можно найти намек на вопрос и чудесный ответ, которые приводят мудрецы последних поколений, благословенна их память.

В трактате Кидушин (39б) сказано: «Нет награды за выполненные заповеди в этом мире». Но разве может Всевышний ждать с наградой до Будущего мира, разве в Торе не написано прямым текстом: «В тот же день дай плату его»? Ведь следует выплачивать зарплату наемному рабочему в тот же день! И известно, что Всевышний выполняет всю Тору. Так как же может Всевышний относиться к евреям с особым благоволением в этом мире (как сказано в приведенном стихе), ведь награда за заповедь выдается в Будущем мире?

Комментаторы объяснили, опираясь на «Шульхан Арух» («Хошен Мишпат», 339:6), что нанимающий рабочего через посредника не преступает запрет «отложенного платежа», – ни он сам, ни посредник. И поскольку Всевышний передал Тору через посредника – нашего учителя Моше – то Он не обязан выдавать награду в тот же день. Комментаторы добавили также, что заповедь веры не такая, как все остальные заповеди, и за нее получают награду в этом мире. Это потому, что заповедь веры во Всевышнего мы получили среди первых двух речений: «Я – Г-сподь, Б-г твой» и «Не будет у тебя других богов передо Мной», и их мы услышали непосредственно от Всевышнего. Поэтому к ним не применимо объяснение невыплаченной платы тем, что был посредник.

В свете этого объясним и вопрос в приведенном мидраше. Объясняется, что это особое отношение – в заслугу «тех вещей, которые между Мной и тобой», то есть заповедей, которые Всевышний передал народу Израиля лично, без посредников. Здесь имеется в виду вера.

Более того, вера является частью любой заповеди. Например, когда человек сидит в сукке, но делает это не по велению Всевышнего, очевидно, что в таком действии нет никакого исполнения заповеди и никакой награды. Ведь заповеди нужно исполнять, осознавая, что Создатель мира дал нам их. А мы, в свою очередь, исполняем заповеди именно с верой в Него. И поэтому в каждом благословении мы произносим «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной», признавая Всевышнего Царем мира и Создателем земли. Таким образом, получается, что за каждую заповедь народу Израиля полагается также награда в этом мире, хотя за основную часть исполнения все равно остается награда в Будущем мире.

И теперь мы сможем объяснить написанное в Гемаре (Брахот, 20б): «Сказали ангелы служения перед Всевышним: Властелин мира, написано в Твоей Торе: “Который не будет лицеприятствовать и принимать взятки”, но ведь Ты именно лицеприятствуешь Израилю, как написано: “Обратит Г-сподь лицо Свое к тебе”? Всевышний ответил им: Как же не буду им лицеприятствовать, когда написал Я им в Торе Моей: “И поешь, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего”, а они устрожают для себя закон и (благословляют) даже после небольшого кусочка хлеба, размером с яйцо или маслину». В принципе и на это можно задать тот же вопрос: ведь награда за заповедь дается в будущем мире? Но в свете сказанного ясно, что, поскольку к каждой заповеди добавляется аспект веры (которая также является отдельной заповедью), за нее приходит награда в этом мире. В частности, за благословения, в которых сыны Израиля объявляют о своей вере в то, что Б-г – Создатель неба и земли. Конечно же, за это Всевышний «обращает Свое лицо» к нам в этом мире.

Подготовила З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=26102