Величие Ифтаха — Афтара недельной главы Хукат

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1457
величие

В афтаре главы Хукат читается отрывок из книги Шофтим (11:1-33).

«А Ифтах, гиладянин, был человеком храбрым. Он был сыном блудницы; а породил Ифтаха Гилад» (Шофтим, 11:1).

Пророк Шмуэль использует всенародное собрание как удобный момент для напутствия или даже увещевания. Он пересказывает историю, упоминая при этом четырех врагов, угнетавших Израиль, и четырех лидеров, избавлявших народ от ига. Комментаторы не объясняют нам, почему именно Сисра, филистимляне, Моав и Амон попали в этот список. Но несложно представить, что именно эти народы, живя в непосредственной близости, больше всех досаждали евреям. Согласно этому же принципу, в список избавителей должны были попасть самые лучшие из лидеров. Но картина выглядит совершенно иначе. Написано: «И послал Г-сподь Йерубаала, и Бедана, и Ифтаха, и Шмуэля, и избавил вас от рук окружавших вас врагов…» (Шмуэль 1, 12:11). И если пророк Шмуэль действительно был одним из величайших пророков и лидеров – о нем сказано, что был важен, как Моше и Аарон, – то трое других вызывают как минимум удивление.

Йерубаал – это Гидеон из Офры, который с тремястами воинами разбивает сотни тысяч мидьянитян, но в конце делает золотой эфод из захваченного золота. Этомуэфоду, как идолу, станут со временем поклоняться евреи, а вину за это возлагают на Гидеона. Бедан – это Шимшон, а Ифтах не был знатоком Закона, и поэтому, дав необдуманный обет, он обрек свою дочь быть отшельницей.

Ифтах – наименее важный среди лидеров

Говорится в трактате Рош а-Шана (25б), что в своих словах пророк Шмуэль соотнес трех самых незначительных лидеров на протяжении всей истории Израиля с тремя самыми важными руководителями народа. Сказано (Теилим, 99:6): «Моше и Аарон – священники Его, а Шмуэль – среди призывающих имя Его; призывали они Г-спода, и Он ответил им». Так трактуют этот стих мудрецы: Йерубаал (Гидеон) в своем поколении был так же важен, как был важен Моше в своем. Бедан (Шимшон) в своем поколении – как Аарон в своем. Ифтах в своем поколении – как пророк Шмуэль в своем. Это должно научить нас важному правилу: даже если есть человек достойный, однако не обладающий достаточно высоким духовным уровнем, тем не менее, если он назначен главой народа – он подобен величайшим лидерам Израиля. Теперь все должны его слушаться и выполнять его приказы. Об этом также говорится в стихах: «И приди к священникам, левитам, и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение. И поступи по слову, какое они скажут тебе с того места, которое изберет Г-сподь, и бережно исполняй все, как они укажут тебе» (Дварим, 17:9-10).

Спрашивает Маарша: если Ифтах был перечислен в списке лидеров лишь третьим, то, вероятно, даже среди тех трех руководителей народа Израиля он считается наименее идеальным. Это можно объяснить тем фактом, что он, в отличие от Гидеона и Шимшона, не получил ни одного пророчества. Да и сказано о нем, что был он сыном блудницы. В то же время, мудрецы приравнивают его к пророку Шмуэлю! Так какими заслугами можно объяснить такое отношение мудрецов Талмуда к Ифтаху?

Эрец тов – хорошая земля?!

Когда Гидеону открылся ангел, то сказал ему Гидеон: «О, господин мой, если Г-сподь с нами, то отчего постигло нас все это? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: “Ведь из Египта вывел нас Г-сподь!” Ныне же оставил нас Г-сподь и предал нас в руки мидьянитян» (Шофтим, 6:13). Отвечает ему ангел: «Иди с этою силою твоею и спаси Израиль от руки мидьянитян» (Шофтим, 6:14). Что это за сила (заслуга), которая была у Гидеона? Поясняет Раши, что Гидеон стал оправдывать народ Израиля и утверждать, что наказание с Небес слишком строгое. Он добавил, что сейчас Песах, и он слышал, как вчера отец его, произнося праздничный Алель, сказал: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Яакова – от народа чужого, Стала Йеуда святыней Его, Израиль – подвластным Ему» (Теилим, 114:1-2). А теперь народ оставлен без покровительства! Если были праотцы наши праведны, то пошли избавление в силу их заслуг. Если они не были праведны, то сделай чудо, пусть и незаслуженное, как это делалось им.

О заслуге Шимшона известно, что из утробы матери он был назиром, и еще Яаков пророчествовал о нем: «Дан будет судить народ свой: как одно – колена Израиля. Да будет Дан змеем на дороге, аспидом на пути, что язвит ногу коня, так, что падает всадник его навзничь» (Берешит, 49:16-17).

Поговорим о заслуге Ифтаха. Когда его братья стали оспаривать право Ифтаха на наследство их отца, сказано: «И убежал Ифтах от братьев своих, и поселился в земле Тов (в земле хорошей); и собрались к Ифтаху люди пустые, и выходили с ним» (Шофтим, 11:3). Говорится в Иерусалимском Талмуде (Швиит, 6:1): почему зовется та земля, что была вне границ Земли Израиля, эрец тов (хорошей землей)? Потому что там нет обязанности отделять маасер (десятину). Но задают комментаторы вопрос: какое же это достоинство, если человек не может выполнять заповеди, которые зависят от проживания в Святой Земле?

На основании этого вопроса, рав Моше Йехиэль Эпштейн из Ожарова в книге «Беер Моше» приводит такое объяснение. Ифтах убежал так далеко, чтобы не вступать в спор со своими братьями. Именно там, вне границ Израиля, он мог избежать противостояния с ними, и именно поэтому та земля называется нашими мудрецами хорошей землей.

Подобный ответ приводит и Рабейну Хида в книге «Хомат а-НаХ». Известно, что Ифтах был богатырем и вполне мог оказать достойное сопротивление своим братьям, тем более мудрецы говорят, что закон был на его стороне. Но он принизил себя и ушел только ради того, чтобы не запутаться в страшном споре.

Но зачем покидать границы Святой Земли? Ведь можно было поселиться в одном из городов Израиля. Если бы он поступил так, то это не спасло бы его от спора. Ведь каждый живущий в Святой Земле по закону обязан трижды в году подниматься нарегель (тогда в Мишкан в Шило). Там он мог непреднамеренно встретиться со своими братьями. А вдруг он не сдержится и начнет ссору? Поэтому Ифтах настолько обезопасил себя от спора, что ушел жить за границу Земли Израиля, где нет обязанности подниматься в Мишкан.

Это объясняет нам, в чем было величие Ифтаха. Он, человек мужественный, уступил свое наследие, хотя и закон был на его стороне, только ради того, чтобы избежать спора.

http://www.beerot.ru/?p=16112

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here