Хукат — Не змей убивает, а грех

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай)

4225

Недельная глава Хукат

«Молись Г-споду, чтобы Он отвел от нас змея!» (Бемидбар, 21:7).

Почему сыны Израиля просили, чтобы Всевышний «отвел змея»? Нужно было просить «отвел змей», ведь их было много.

Евреи знали, что «не змей убивает, а грех» (Брахот, 33а), ведь все время, пока они были в пустыне, их окружали живущие там змеи, и все же не причиняли им вреда, поскольку евреи не грешили. И только когда пожаловались на Всевышнего – «Ибо нет хлеба и нет воды, и душе нашей постыла бесплотная пища» (Бемидбар, 21:5) – сразу пострадали от змей. И поэтому евреи попросили Моше, чтобы он помолился Всевышнему, и Тот убрал бы того самого змея, то есть первого нахашайецер а-ра, дурное начало, чтобы не совращал их грешить дальше. Тогда и материальные змеи перестали бы вредить им.

В этом смысле можно понять и ответ Всевышнего Моше: «Сделай себе ядовитого (змея) и посади его на шест, и будет: всякий укушенный, увидев его, будет жив». Всевышний таким образом намекнул Моше, что невозможно полностью отменить йецер а-ра, ведь если не будет его, то не станет свободы выбора [между добром и злом], и человек не сможет удостоиться получить награду за свои хорошие поступки в будущем мире. А что можно сделать – это посадить «змея» на шест, то есть на высокое место, куда рука человека не может запросто достать. Таким образом, йецер а-ра отдалится и не сможет властвовать над человеком так, как до этого. Но совсем убрать его нет никакой возможности.

Подготовила З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=26740