Недельная глава Хукат
«И для нечистого пусть возьмут пепла (коровы), сожженной для очищения, и нальют на него живой воды в сосуд» (Бемидбар, 19:17).
О чем говорится в стихе: «Пытался Коэлет найти ценные речи и написанные верно слова истины» (Коэлет 12:10)? Поясняют наши мудрецы (Рош а-Шана, 21б), что в стихе говорится о том, как Шломо просил у Всевышнего достичь уровня мудрости Моше. И в ответ на эту просьбу раздался голос с Небес и провозгласил: «”…написанные верно (прямо) слова истины” — и не встанет пророк в Израиле как Моше».
Шломо знал всю Тору, знал смысл и причины заповедей, но смысла заповеди Красной коровы ему так и не удалось постичь. Единственный, кому открылся тайный смысл этой заповеди, был Моше.
Разные толкования поясняют, откуда известно, что Моше постиг смысл заповеди о красной корове? Намек на это учат из стиха: «וְלָֽקְחוּ֙ לַטָּמֵ֔א מֵעֲפַ֖ר שְׂרֵפַ֣ת הַֽחַטָּ֑את וְנָתַ֥ן עָלָ֛יו מַ֥יִם» (Бемидбар, 19:17). Из первых букв четырех слов стиха, можно составить слово ле-Моше – למשה. Зная это толкование, Шломо решил, что можно сделать и еще одно слово из этих же букв, только в другом порядке – его имя, Шломо – שלמה. Вот на это утверждение и послал Всевышний ответ через бат коль (голос с Небес): «…написанные верно (прямо) слова истины». То есть из послания следовало, что имя Моше, пусть и намеком, но читается прямо. А вот имя Шломо найти в порядке слов стиха никак не получается. Стало быть, Свыше не раскроют Шломо понимание заповеди о красной корове.
Комментаторы обращают внимание на несколько моментов, связанных с этой заповедью.
- Почему о красной корове сказано, что это — хукат Тора, закон всей Торы? Ведь правильно было бы написать, что это хукат пара — закон о корове. Из такого написания следует, что это не только частный закон о корове, но закон, имеющий отношение ко всей Торе.
- Почему Всевышний не раскрыл Шломо глубинный смысл этой заповеди? Когда Шломо было двенадцать, Всевышний открылся ему в Гивоне во сне и спросил, чего он желает? Шломо не хотел ни богатства, ни величия, ни покорения народов и стран, а лишь одного – мудрости. О нем свидетельствует стих, что среди живущих на земле не было подобного в мудрости. И после всего этого он жаждет постичь последнюю тему в Торе, остающуюся для него неизведанной. Но Всевышний решает, что это должно остаться недосягаемым для него. Почему? Что скрывается за этим?
- Если посмотреть, что сказано о красной корове в мидрашах и других источниках, то складывается впечатление, что в непостижимости смысла этой заповеди как раз кроется ее главное достоинство.
- Также следует понять, почему заповедь о красной корове была дана еще до дарования Торы (см. Шмот, 15:25 и Раши там)? Почему было так важно сообщить об этой заповеди как можно скорее? Ведь первая красная корова была приготовлена через почти десять месяцев после дарования Торы!
- Какая связь существует между грехом золотого тельца и заповедью о красной корове, раз о ней говорится, как об искуплении того греха?
Давайте спросим себя. Что лучше: знать и понимать все до конца, или же лучше, чтобы всегда оставалась маленькая область в знаниях, не поддающаяся осмыслению?
Ответ будет не так однозначен, потому что у каждой из сторон есть свои достоинства и недостатки.
Прежде всего, знать и понимать смысл заповедей – это часть самой Торы. А понимание того, что ты делаешь, всегда позитивно сказывается на исполнении заповедей. С другой стороны, есть преимущество и в том, что человек не до конца понимает смысл заповеди. В этом появляется элемент безоговорочного подчинения воле Творца. А если человеку хорошо известны все причины того, с чем связана конкретная заповедь, тогда появляются мысли: «Заповедь очень хороша и важна, потому что мне понятны все ее нюансы». А настоящим рабом Всевышнего может считаться лишь тот, кто безоговорочно готов выполнять приказы господина, не важно, понимаешь ты их, или нет.
Получается, что Всевышний хотел наделить нас возможностями. С одной стороны, есть возможность постичь смысл большинства заповедей. Однако Творец оставил для нас одну область, недоступную для нашего разума. Так, чтобы всегда был возможность напомнить нам, что мы — рабы Творца. Есть много хуким – заповедей, причина и смысл которых нам не известны, такие как шаатнез, килаим, запрет есть мясо с молоком. Однако самым важным законом, смысл которого не был раскрыт даже царю Шломо, является закон о красной корове. Мы имеем несколько заповедей, которые беспрекословно выполняем без понимания их смысла. Через это раскрывается то, что и те заповеди, смысл которых нам известен, мы исполняем не потому, что нам так подсказывает наш разум, а потому, что так приказал Творец.
Теперь попробуем ответить на заданные вопросы.
Тора не беспричинно намекает нам на то, что закон о красной корове является не просто хоком, а хоком всей Торы. Беспрекословное его выполнение оказывает влияние и на другие, логичные заповеди. Благодаря этому, даже понятные заповеди, несут в себе оттенок хока, что добавляет необходимый элемент рабства.
Царю Шломо не была раскрыта тайна закона о красной корове ради того, к чему он так стремился – ради цельности в служении. Ибо даже мудрейший из живших на земле должен обладать пробелом в знаниях. Без этого он не смог бы стать тем, кем он стал. И только Моше настолько очистил себя духовно, что мог оставаться рабом Всевышнего, понимая смысл заповеди о красной корове.
Спешка в приказе о соблюдении этой заповеди заключалась в том, что невозможно принять на себя выполнение законов и запретов Торы, если у тебя нет полного подчинения воле Всевышнего. И как раз этому учит нас заповедь о красной корове.
Комментаторы поясняют, что главной причиной греха золотого тельца было желание близости ко Всевышнему. И когда не стало связующего звена в лице Моше, люди начали искать пути, чтобы вновь приблизиться к Творцу. И пусть намерения их были праведными, но они допустили ошибку в том, что стали искать близости не в соответствии с установленными правилами, а так, как подсказывал их разум. И от этого мы страдаем по сегодняшний день. Поэтому выполнение заповеди о красной корове несет в себе искупление причины греха с тельцом.
Перевод: рав Нахум Шатхин