Хукат — Смысл заповеди о красной корове

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Дискин

4728
о красной корове

Недельная глава Хукат

«И для нечистого пусть возьмут пепла (коровы), сожженной для очищения, и нальют на него живой воды в сосуд» (Бемидбар, 19:17).

О чем говорится в стихе: «Пытался Коэлет найти ценные речи и написанные верно слова истины» (Коэлет 12:10)? Поясняют наши мудрецы (Рош а-Шана, 21б), что в стихе говорится о том, как Шломо просил у Всевышнего достичь уровня мудрости Моше. И в ответ на эту просьбу раздался голос с Небес и провозгласил: «”…написанные верно (прямо) слова истины” — и не встанет пророк в Израиле как Моше».

Шломо знал всю Тору, знал смысл и причины заповедей, но смысла заповеди Красной коровы ему так и не удалось постичь. Единственный, кому открылся тайный смысл этой заповеди, был Моше.

Разные толкования поясняют, откуда известно, что Моше постиг смысл заповеди о красной корове? Намек на это учат из стиха: «וְלָֽקְחוּ֙ לַטָּמֵ֔א מֵעֲפַ֖ר שְׂרֵפַ֣ת הַֽחַטָּ֑את וְנָתַ֥ן עָלָ֛יו מַ֥יִם» (Бемидбар, 19:17). Из первых букв четырех слов стиха, можно составить слово ле-Моше – למשה. Зная это толкование, Шломо решил, что можно сделать и еще одно слово из этих же букв, только в другом порядке – его имя, Шломо – שלמה. Вот на это утверждение и послал Всевышний ответ через бат коль (голос с Небес): «…написанные верно (прямо) слова истины». То есть из послания следовало, что имя Моше, пусть и намеком, но читается прямо. А вот имя Шломо найти в порядке слов стиха никак не получается. Стало быть, Свыше не раскроют Шломо понимание заповеди о красной корове.

Комментаторы обращают внимание на несколько моментов, связанных с этой заповедью.
  1. Почему о красной корове сказано, что это — хукат Тора, закон всей Торы? Ведь правильно было бы написать, что это хукат пара — закон о корове. Из такого написания следует, что это не только частный закон о корове, но закон, имеющий отношение ко всей Торе.
  2. Почему Всевышний не раскрыл Шломо глубинный смысл этой заповеди? Когда Шломо было двенадцать, Всевышний открылся ему в Гивоне во сне и спросил, чего он желает? Шломо не хотел ни богатства, ни величия, ни покорения народов и стран, а лишь одного – мудрости. О нем свидетельствует стих, что среди живущих на земле не было подобного в мудрости. И после всего этого он жаждет постичь последнюю тему в Торе, остающуюся для него неизведанной. Но Всевышний решает, что это должно остаться недосягаемым для него. Почему? Что скрывается за этим?
  3. Если посмотреть, что сказано о красной корове в мидрашах и других источниках, то складывается впечатление, что в непостижимости смысла этой заповеди как раз кроется ее главное достоинство.
  4. Также следует понять, почему заповедь о красной корове была дана еще до дарования Торы (см. Шмот, 15:25 и Раши там)? Почему было так важно сообщить об этой заповеди как можно скорее? Ведь первая красная корова была приготовлена через почти десять месяцев после дарования Торы!
  5. Какая связь существует между грехом золотого тельца и заповедью о красной корове, раз о ней говорится, как об искуплении того греха?
Давайте спросим себя. Что лучше: знать и понимать все до конца, или же лучше, чтобы всегда оставалась маленькая область в знаниях, не поддающаяся осмыслению?

Ответ будет не так однозначен, потому что у каждой из сторон есть свои достоинства и недостатки.

Прежде всего, знать и понимать смысл заповедей – это часть самой Торы. А понимание того, что ты делаешь, всегда позитивно сказывается на исполнении заповедей. С другой стороны, есть преимущество и в том, что человек не до конца понимает смысл заповеди. В этом появляется элемент безоговорочного подчинения воле Творца. А если человеку хорошо известны все причины того, с чем связана конкретная заповедь, тогда появляются мысли: «Заповедь очень хороша и важна, потому что мне понятны все ее нюансы». А настоящим рабом Всевышнего может считаться лишь тот, кто безоговорочно готов выполнять приказы господина, не важно, понимаешь ты их, или нет.

Получается, что Всевышний хотел наделить нас возможностями. С одной стороны, есть возможность постичь смысл большинства заповедей. Однако Творец оставил для нас одну область, недоступную для нашего разума. Так, чтобы всегда был возможность напомнить нам, что мы — рабы Творца. Есть много хуким – заповедей, причина и смысл которых нам не известны, такие как шаатнез, килаим, запрет есть мясо с молоком. Однако самым важным законом, смысл которого не был раскрыт даже царю Шломо, является закон о красной корове. Мы имеем несколько заповедей, которые беспрекословно выполняем без понимания их смысла. Через это раскрывается то, что и те заповеди, смысл которых нам известен, мы исполняем не потому, что нам так подсказывает наш разум, а потому, что так приказал Творец.

Теперь попробуем ответить на заданные вопросы.

Тора не беспричинно намекает нам на то, что закон о красной корове является не просто хоком, а хоком всей Торы. Беспрекословное его выполнение оказывает влияние и на другие, логичные заповеди. Благодаря этому, даже понятные заповеди, несут в себе оттенок хока, что добавляет необходимый элемент рабства.

Царю Шломо не была раскрыта тайна закона о красной корове ради того, к чему он так стремился – ради цельности в служении. Ибо даже мудрейший из живших на земле должен обладать пробелом в знаниях. Без этого он не смог бы стать тем, кем он стал. И только Моше настолько очистил себя духовно, что мог оставаться рабом Всевышнего, понимая смысл заповеди о красной корове.

 Спешка в приказе о соблюдении этой заповеди заключалась в том, что невозможно принять на себя выполнение законов и запретов Торы, если у тебя нет полного подчинения воле Всевышнего. И как раз этому учит нас заповедь о красной корове.

Комментаторы поясняют, что главной причиной греха золотого тельца было желание близости ко Всевышнему. И когда не стало связующего звена в лице Моше, люди начали искать пути, чтобы вновь приблизиться к Творцу. И пусть намерения их были праведными, но они допустили ошибку в том, что стали искать близости не в соответствии с установленными правилами, а так, как подсказывал их разум. И от этого мы страдаем по сегодняшний день. Поэтому выполнение заповеди о красной корове несет в себе искупление причины греха с тельцом.

Перевод: рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=46872