Недельная глава Шлах
Саба из Кельма говорил, что есть доказательства, что и у ангелов есть свобода выбора. Он не приводил подробности, но если бы ангелы были запрограммированными машинами, какой почет они доставляли бы Всевышнему своими песнопениями, и за что восхвалять их такими словами: «Могучие силой, исполняющие слово Его, повинуясь звуку голоса Его» (Теилим, 103). О них, правда, сказано, что у них нет йецер а-ра, дурного начала. Однако мы встречаем и ангелов, к которым предъявлялись претензии, и которые были наказаны (см. Йома, 77б, «Берешит Раба», 50:9). Но ведь их постижение Творца настолько ясно и сильно, что им и в голову не может прийти нарушить указание Всевышнего. На что это похоже? У человека есть свобода выбора, и теоретически он может сунуть руку в огонь и поджарить ее на газовой плитке. Но очевидно, что он не сделает этого, потому что сознание не даст ему этого сделать. Это то, что говорит Старец из Кельма.
Но более того – в Гемаре (Шаббат, 119б) говорится, что слово Всевышнего равно действию, оно создает реальность, как сказано в Теилим: «По слову Всевышнего созданы небеса». И невозможно, чтобы оно не оказывало своего действия, как сказано (Йешаяу, 55:10-11): «Ибо, как падет дождь или снег с небес, и туда вернется лишь (после того, как) напоит землю, оплодотворит ее и сделает цветущей, и даст зерна для посева и хлеб для еды, так будет (всегда и) слово Мое, которое выйдет из Моих уст: не вернется оно ко Мне ни с чем, а лишь сделав (то), что желал Я, и преуспев (в том), для чего Я его послал!» А ведь ангелы слушаются голоса Творца и Его приказов, они «исполняют слово Его, (потому что удостаиваются) услышать звук Его голоса». Об этом и сказано: «Слово Твое – истина, существует вечно!»
А если так, то, поскольку все еврейские души присутствовали при даровании Торы, и два первых Речения («Я – Г-сподь, Б-г твой» и «Да не будет у тебя других богов при Мне») мы слышали из уст Самого Творца, то эти слова, равные действию, оказали свое влияние. Поэтому нет евреев, которые не верят во Всевышнего, и нет евреев, которые тянутся к идолопоклонству. Как сказано в трактате Санедрин: народ Израиля служил идолам только для того, чтобы «официально» разрешить запрещенные связи. Раши объясняет там, что дурное начало очень сильно склоняло их к запрещенным связям. Однако само по себе идолопоклонство их не влекло.
Спрашивает рав Эльханан Вассерман: почему мудрецы объясняют, что «не следуйте за сердцами своими» – это вероотступничество? Ведь, казалось бы, источник вероотступничества – разум, когда он наполнен ложными идеями и мнениями, а не сердце, являющееся пристанищем страстей.
Ответ как раз и заключается в вышесказанном: все евреи – верующие, сыны верующих. Но когда страсти одолевают их, вера становится препятствием, и тогда сердце соблазняет их отрицать веру, чтобы проложить дорогу к удовлетворению страстей.
Теперь мы можем понять и еще один момент. Хафец Хаим говорил об этом. Сказано «не будете блуждать, ведомые сердцем своим и глазами своими, как блуждаете (ныне)». К кому обращаются? К человеку, который так увлекся своими страстями, что докатился до вероотступничества и осквернился запрещенными связями. И чего от него требуют? «Чтобы вы помнили и исполняли все Мои заповеди» – будь полным праведником! И этого недостаточно, а еще и «И будете святы перед Всевышним»!
Из глубокой ямы — на высокую крышу!
А почему? Потому, что он – еврей, его душа стояла у горы Синай, и слышала из уст Творца: «Я – Г-сподь, Б-г твой!», и «Да не будет у тебя других богов при Мне». Эти слова настолько запечатлелись в его сердце, что даже когда «я сплю» – от заповедей, все равно «мое сердце бодрствует» – к Всевышнему, ведь Всевышний – сердце народа Израиля. Так что даже сказали мудрецы в трактате Сукка: «Почему народ Израиля сравнивается с финиковой пальмой? Потому, что как у нее одно сердце (нет разделения на ветви), так и у народа Израиля – одно сердце, направленное к их Небесному Отцу, и Ему открыто и известно, что все их желание – выполнять Его волю». Это наше истинное желание.
Нет еврея, который бы полностью прервал связь со своим Творцом! «Не блуждайте, ведомые сердцем своим», а вернитесь к своей истинной сути, и «будете святы перед Всевышним»!
Как всегда, есть у меня и рассказ на эту тему.
Я обычно молюсь в синагоге «Ледерман» (в Бней Браке). Однажды обратился ко мне один из молящихся, сказал, что хочет посоветоваться со мной после молитвы. «Да ты что! — сказал я. — С нами же молится сам рав Хаим Каневский!» Нет, говорит, по этому делу он хочет посоветоваться именно со мной. Что ж, после молитвы мы вышли из синагоги, сели на ближайшую скамейку.
Он начал рассказывать: у него есть двоюродный брат, нерелигиозный, и его сын служил в армии. Погиб в стычке с террористами. Сейчас родители сидят шива. Это не то, что принято у религиозных евреев в дни траура по усопшим близким. У них это что-то типа семейной встречи за столом с закуской. Короче говоря, ему нужно туда ехать – выполнить заповедь утешать скорбящих. Но он знает, что после первых дружеских объятий начнется атака. Мол, ешиботники сидят в своих ешивах, а мой сын пал, защищая родину. Что ответить им, как отреагировать? Ведь любое слово – это дрова в огонь!
«А зачем тебе отвечать?» – спросил я. «А что, молчать в ответ на всю эту артиллерию?» – удивился он. Тогда я прояснил: «Наоборот, будь инициатором! Упреди нападающих! Упреди болезнь — лекарством!»
Он не понял.
«Когда приедешь, — начал объяснять я, — скажи им: “Ваш сын передал вам привет!” Процитируй им сказанное в Гемаре: “Раби Йосеф, сын раби Йеошуа бен Леви, тяжело заболел. Поднялась его душа на Небеса. Но в конце душа его вернулась к нему, и он открыл глаза (на современном языке – пережил клиническую смерть – прим. пер.). Спросил его отец: “Что ты видел?”
Ответил сын: “Я видел мир, в котором все наоборот: высшие (те, кто в этом мире считаются важными людьми, находятся там) – внизу, а низшие (те, на кого здесь смотрят пренебрежительно, находятся там) – наверху”.
Сказал отец: “Сынок, ты видел ясный мир (истина такова, как видно там)!”
Добавил сын: “Еще я слышал, как говорили: замечателен удел того, кто приходит сюда со знанием изученного. И еще я слышал, что говорили: погибшие от рук царства – никто не может и приблизиться к ним (настолько высоко они находятся)!”
Спрашивается в Гемаре, кто такие “погибшие от рук царства”. Если скажем, что это раби Акива и его товарищи, которые умерли, освящая имя Всевышнего, поскольку распространяли Тору, когда римляне запретили это – так даже если бы они не погибли от рук властей, а умерли своей смертью – все равно никто не мог бы приблизиться к ним (в том мире). Ведь мы и представления не имеем, какого величайшего духовного уровня они были, какие невероятные у них были заслуги, и Тора, и святость.
Кто же эти “погибшие от рук царства”? Это убитые в Лоде, объясняет Гемара. Дочь императора приехала с визитом в Землю Израиля, и когда проезжала через город Лод, напали на нее разбойники, убили ее и ограбили ее коляску. На евреев возвели напраслину, будто они сделали это. Римский наместник пригрозил, что если община не выдаст убийц, он вырежет всех евреев Лода. Два брата выдали себя за убийц и признались в преступлении, которого не совершали, чтобы спасти всю общину. Раши пишет, что у них не было никаких других заслуг, и Рамбам добавляет, что даже притом, что у них было огромное количество грехов, поскольку они пожертвовали собой, чтобы спасти евреев, их место на Небесах – очень высоко, и никто не может приблизиться к ним!
Вот, что расскажи своим родственникам!»
Он напомнил мне: «Но они ведь нерелигиозные, они в это все не верят…» «Послушай меня, — сказал я, — именно это расскажи им!»
Когда я встретил его через некоторое время, он просто не знал, как меня благодарить: «Как они все внимательно слушали, с каким великим уважением! А когда я закончил, мой двоюродный брат встал, и позвал жену: “Ривка, Ривка, иди, послушай: он передает нам привет от сына!”»