Шлах — Разведчики Моше и разведчики Йеошуа

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

4016
Разведчики Моше и разведчики Йеошуа

Недельная глава Шлах

В Шаббат недельной главы Шлах мы изучаем истории о двух группах разведчиков. В самой недельной главе рассказывается о разведчиках, которых послал Моше, и об их провале. В афтаре – о разведчиках, которых послал Йеошуа, и их успехе.

Гаон рав Йехезкель Сарна, глава ешивы Хеврон, обратил внимание на то, что неудача разведчиков Моше случилась несмотря на то, что изначально были все основания полагать, что они преуспеют. А разведчики Йеошуа преуспели, несмотря на то, что у них были все предпосылки к полной неудаче. Ниже я приведу его слова с небольшими добавлениями от себя.

Для разведчиков Моше Всевышний совершал чудеса на протяжении всего их пути. Несмотря на это, вернувшись, они стали порочить Землю Израиля своими речами. Вот неполный список чудес, которые Всевышний совершил для разведчиков Моше.

1. Они прошли восьмидесятидневный путь за сорок дней.

2. Для того чтобы местные жители не заметили их, Святой, благословен Он, сделал так, что куда бы они ни приходили, там как раз умирал важный человек, чтобы отвлечь жителей плачем и скорбью.

3. Плоды действительно были огромными и красивыми (земля, текущая молоком и медом!).

4. Даже когда великаны увидели их и сказали «люди, как муравьи в винограднике», они не раздавили их…

Разведчики же Йеошуа попали в совершенно иные условия. На протяжении всего их пути складывалось впечатление, что ситуация очень тяжелая.

1. Как только они достигли внешней стены, в Иерихоне узнали об их планах.

2. Они вообще не смогли попасть в город и сообщить о его обороне.

3. В ту же ночь они должны были вернуться к Йеошуа.

4. Рахав (блудница, у которой остановились разведчики) спускает их из окна на веревке – позорный способ покидать дом, подходящий ворам или прелюбодеям. Наши мудрецы пишут, что по этой веревке к Рахав поднимались ее клиенты.

5. Чтобы их не поймали, они были вынуждены три дня прятаться в горах.

Какого результата мы могли бы ожидать от этих двух групп разведчиков?

От группы разведчиков, которых послал Моше, можно было ожидать, что они вернутся воодушевленными от всех увиденных в пути чудес и от наблюдаемого ими Б-жественного Провидения, которое постоянно спасало их. Кульминацией всего их похода должны были стать невиданные нигде в мире по своей красоте и величине плоды.

Какой же в действительности была их реакция? Они трактовали все увиденное негативно! То, что везде были проводы умерших, доказывало, по их мнению, что в Земле Израиля есть некое опасное явление, приводящее к сокращению продолжительности жизни. Плоды доказывают, что это – странная земля, на которой растут необычные плоды. У них был настоящий талант сводить на нет всякое добро!

От группы разведчиков Йеошуа можно было ожидать следующей реакции (если бы я был разведчиком в такой ситуации, я бы отреагировал так): «Праведник Йеошуа! Нам нужно очень укрепиться в вере в то, что, несмотря на всю тяжесть нашего положения, Г-сподь поможет нам. Потому что армия Иерихона готова на сто процентов! Как только мы пришли, силы безопасности узнали, зачем мы пришли и где остановились. Мы едва спаслись…»

А какой была их реакция на самом деле? «Действительно, Г-сподь дал всю эту землю в руки наши, и оробели все жители земли той пред нами» (Йеошуа, 2:24). Они знали это, поскольку все военачальники Иерихона были частыми гостями у Рахав, и она рассказала разведчикам, что все они трясутся от страха.

В чем же причина (или причины) столь разных реакций? Нельзя сказать, что разведчики Моше не были праведниками, ведь наши мудрецы и Раши говорят, что когда они стояли перед Моше, они были праведниками.

На этот вопрос есть множество ответов. Я хочу предложить один из них (который также согласуется с частью других).

В отношении разведчиков Моше ясно, что их негативная реакция обусловлена тем, что они просто не хотели видеть добро!

Есть много ответов на вопрос, почему разведчики хотели опорочить Землю Израиля своими речами. Согласно одному из них, они боялись, что в Земле Израиля они потеряют свое положение в обществе. Согласно другому – они боялись работы с материальным миром, предпочитая оставаться в пустыне, в духовном мире с маном, спускающимся с Небес. Согласно третьему, они хотели продолжать жить рядом с нашим учителем Моше, которому не было суждено войти в Землю Израиля. Так или иначе, они шли на разведку не для того, чтобы увидеть истину, а для того, чтобы увидеть то, что они хотели увидеть! И тогда все случилось так, как случилось.

Разведчикам же Йеошуа, помимо поиска истины, потребовалась еще одна вещь, а именно: «И не последуете… за вашими глазами» (Бемидбар, 15:39). Этот принцип упомянут в конце недельной главы Шлах. Такова была основа успеха разведчика – не придавать слишком большого значения внешнему виду вещей. Армия Иерихона выглядела очень сильной. Но разведчики Йеошуа поняли, что слова Рахав об их трепете – истина, а остальное – блеф.

Известная история совсем недавнего времени. В 1991 году, во время войны в Персидском заливе, Саддам Хусейн послал на Израиль 39 ракет типа «Скад», каждая из которых может разрушить несколько домов (750-900 кг. взрывчатки в каждой ракете). В итоге, непосредственно от попадания ракет погибли лишь два человек. Таким образом, во время этой войны произошло множество чудес. Было бы логично ожидать, что в результате все евреи вернутся к вере и соблюдению заповедей. Почему же этого не произошло?

Мой святой тесть рав Ицхак Зильбер объяснил это тем, что ракеты падали на протяжении относительно короткого времени, и у людей не было времени осмыслить происходящее (в отличие от египетских казней, над каждой из которых размышляли месяц).

Мне же кажется, что человек, который не хочет видеть Б-га, не увидит Его, даже если Он совершит для него чудеса, – как и случилось с разведчиками! Во время той войны очень многие видели явно руку Всевышнего в происходящем. Но как только все заканчивается, дурное начало вытесняет из души человека само желание видеть добро Творца в происходящих событиях.

Можем ли мы выучить из сказанного что-либо для себя? В предпоследнем благословении молитвы Амида мы говорим: «…за Твои чудеса, происходящие с нами каждый день». Все, что от нас требуется – захотеть увидеть Святого, благословен Он, в тех событиях, которые происходят вокруг нас!

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=26443