Уверенность в успехе разведчиков — Афтара главы Шлах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

287
тайны Торы

В Афтаре нашей главы читают вторую главу из книги Йеошуа, в которой рассказывается о том, как перед пересечением реки Иордан и вхождением в Святую землю Йеошуа посылает двух разведчиков в город Иерихон, и это схоже с событиями в нашей главе, где рассказывается о разведчиках, которых посылает Моше в землю Израиля.

Этими двумя разведчиками были Калев бен Йефунэ и Пинхас бен Элазар. Придя в город, они не остаются незамеченными, и царь Иерихона посылает людей на их поиски. Калева и Пинхаса прячет в своем доме Рахав, которая берет с них обещание, что в награду за помощь евреи сохранят жизнь ей и ее семье. Также Рахав сообщает им, что на всех жителей этой земли напал страх перед народом Израиля.

«И послал Йеошуа, сын Нуна, из Шитим двух мужей-соглядатаев тайно, сказав: идите, осмотрите землю и Йерихо. И пошли они, и пришли в дом женщины-блудницы, чье имя Рахав, и остались ночевать там» (Йеошуа, 2:1).

Многих комментаторов волнует один вопрос. Как Йеошуа не побоялся послать разведчиков, зная, чем обернулась для всего народа подобная миссия во времена его наставника Моше? Ведь после ошибок, совершенных десятью из двенадцати разведчиков, посланных Моше, народ Израиля был наказан не только сорока годами странствий по безжизненной пустыне. Тот случай стал причиной скорби для многих поколений, вплоть до наших дней.

Среди множества достоинств Калева и Пинхаса, в первую очередь, приводят то, что оба они уже прошли серьезные испытания и оба выдержали их. Эти люди хорошо знали, как важно хранить себя от личной заинтересованности, которая искривляет пути. История первых разведчиков всегда всплывала перед их глазами, что позволяло им относиться к себе критично, чтобы не отклониться ни вправо, ни влево от верного пути.

И какие испытания им пришлось вынести? Пинхас был тем человеком, который доказал всем, что является истинным ревнителем веры. Он выступил против разврата, убив двух прелюбодеев, одного из лидеров колена Шимона – Зимри и дочь одного из князей мидьянитян – Козби. Он сделал это в одиночку, хотя и знал, что колено Шимона может вступиться за своего лидера, но Всевышний сделал чудо, и никто не притронулся к Пинхасу, потому что он был чист от личной заинтересованности и совершил этот поступок только во имя небес.

Калев бен Йефунэ также вынес тяжелейшее испытание, будучи одним из двенадцати разведчиков, посланных еще Моше. Будучи среди величайших людей своего поколения, он продемонстрировал могущество своей души, не поддавшись давлению большинства. Не поддаваться давлению большинства было настолько тяжело, что Калеву потребовалось укрепить себя заслугами праотцев, помолившись на их могилах в Хевроне.

Зная все это, Йеошуа мог полагаться на Пинхаса и Калева, которые были праведны не только в помыслах, но и в поступках.

Признание над собой лидерства другого

«Люди, посланные выполнить заповедь, свободны от выполнения других заповедей. И нет перед Всевышним никого дороже, чем посланники заповеди, ибо они целиком отдаются своей миссии. И нет в истории еврейского народа более преданных посланников заповеди, чем те двое людей, которых послал Йеошуа. И кто были эти двое? Пинхас и Калев» (Мидраш Танхума).

Разве не было в народе Израиля других людей, обладающих могучим духом и храбрым сердцем, способных совершить самоотверженные поступки ради Всевышнего и своего народа? Ведь наверняка в войнах, проведенных народом Израиля до вхождения в Святую землю, многие проявили себя, как отважные герои, которых можно было отправить на самое опасное задание. Напрашивается вывод о том, что и Пинхас, и Калев обладали особыми, дополнительными качествами, которых не было у других. Их великое достоинство было в том, что они были посланниками заповеди – т.е. вся суть их миссии была в том, чтобы выполнить поручение Йеошуа.

Есть еще одно отличие Пинхаса и Калева, незаметное на первый, поверхностный взгляд. Их важным качеством, которым не обладали другие, было то, что оба они, будучи такими же учениками Моше, как и Йеошуа, готовы были принять над собой руководство последнего. И это те люди, которые еще при жизни их учителя Моше сделали себе «имя» в народе Израиля. Но как только Моше назначает Йеошуа своим приемником, они безоговорочно принимают его руководство над собой. И это несмотря на то, что природа человека не позволяет подчинить себя в полной мере тому, кто еще совсем недавно был учеником их учителя. Но Пинхас и Калев выполняют указания Йеошуа, так же, как если бы это было указание Моше.

В первом стихе, слово חרש (хереш) переводят как «тайно, незаметно». Но наши мудрецы трактуют, что хотя оно читается как «хереш», буква «ש» может также читаться как «с». И тогда слово читается как «херес», что намекает на глиняные сосуды. Калев и Пинхас сделали себя подобными простым глиняным сосудам, которые не имеют особой ценности, то есть, полностью подчинили свою волю воле нового руководителя народа Израиля – Йеошуа.


http://www.beerot.ru/?p=53878