Недельная глава Ваехи — Благословение Иссахара

Дата: | Автор материала: Леках тов

1520

Когда Яаков благословлял своих сыновей, он сказал об Иссахаре (Берешит, 49:15): «И он увидел покой, что хорош он, и землю, что приятна она…».

На первый взгляд, главное в благословении Иссахара сказано в конце стиха (там же): «…и преклонил он плечо свое, чтоб нести, и стал слугой-данником». Если так, то почему стих начинается со слов «и он увидел покой, что хорош он»?

Рав Давид Ман (глава ешивы «Кфар Хасидим» в Рехасим) приводит красивый ответ, основанный на том, что написал здесь автор «Ор а-Хаим». Существует большая разница между понятиями «хорошо» и «приятно». Слово «хорошо» описывает суть, а слово «приятно» – только ощущение. Будущий мир хорош по своей сути, и также он по-настоящему приятен. А этот мир только приятен, и даже это ощущение – лишь вымысел. Иссахар видел, что покой Будущего мира хорош, а земля, то есть этот мир – всего лишь приятна. Поэтому он решил избрать путь лишений в этом мире, чтобы удостоиться Будущего.

И все-таки эти вещи требуют объяснения. На первый взгляд, расчет Иссахара прост, и каждый понимает, что он верен. Если так, то почему Иссахар прославляется за это? С другой стороны, уместно спросить: если расчет настолько прост и логичен – почему многие не следуют ему?

Ответ заключается в том, что, поскольку человек живет в этом мире, он видит его своими глазами и чувствует его соблазны телом и душой. Человек обычно не видит благо жизни в Будущем мире – он в лучшем случае лишь понимает разумом, что оно есть. А когда то, что человек видит, вступает в противоречие с тем, что он понимает – побеждает зрение.

Достоинство Иссахара заключалось в том, что и покой – то есть Будущий мир – был понятен ему так, как будто он видел его. Как он достиг этого? Благодаря тому, что с самого начала не погружался в этот мир всей своей сутью. Когда человек находится вне мира и оценивает два мира при помощи взвешенного взгляда, ему ничто не мешает достичь верного вывода. По этому поводу известно высказывание, что, если бы мы знали об этом мире только из изучения книги «Решит Хохма», а Ган Эден наблюдали своими глазами, то все мы незамедлительно выбрали бы жизнь в Будущем мире. Все, что мешает нам выбрать добро, проистекает из того, что в реальности все в точности наоборот. Мы живем в этом мире, а о жизни в Будущем – знаем только из «Решит Хохма».

В соответствии с этим хорошо понятен смысл сказанного в предыдущем стихе (Берешит, 49:14): «Иссахар – осел костистый [ивр. חמור גרם – хамор гарем]». Этот стих поясняет, каким образом Иссахар достиг состояния правильного восприятия мира. Об этом сказано, что его рождение проходило под особым контролем Всевышнего: его «спровоцировал осел» [ивр. חמור גרם – хамор гарам], как разъясняется в трактате Нида (31а). И поскольку жизнь Иссахара началась с прямого вмешательства Святого, благословен Он, его начало было отлично от начала жизни других людей, которые начинают свой путь с жизни в этом мире.

Благодаря такому началу Иссахар удостоился быть «лежащим меж граней» (там же). Раши объясняет: «Как осел, ночлег которого не в доме, а на территориях около городов». То есть проживание Иссахара в этом мире носит временный характер. И поэтому «и он увидел покой, что хорош он, и землю, что приятна она». Иссахар видел оба мира одинаково четко. И в результате «преклонил он плечо свое, чтоб нести», то есть принял на себя ношу этого мира, чтобы достичь покоя мира Грядущего. Весь его подход к жизни в этом мире можно сравнить с тем, как человек относится к выплате налогов и исполнению прочих обязанностей, то есть жизнь в этом мире для Иссахара – необходимая вещь, без которой нельзя, но не самоцель. И эту идею мы видим в завершении стиха: «…и стал слугой-данником».

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=30113