Ваехи — Сокрытие света Торы — после смерти Яакова

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1806

Глава Ваехи является единственной главой в Торе, начало которой в свитке не выделено пробелом в тексте, как это бывает обычно. Она называется «закрытой». Эту особенность нашей главы мудрецы напрямую связывают с глубоким смыслом ее содержания. В ней рассказывается о последних днях Яакова-авину…

В нашей недельной главе Ваехи («И жил») рассказывается о последних днях Яакова-авину. Интересно, что это единственная глава в Торе, которая начинается внутри текста (парша стума), а не с новой строки или после пропуска в середине строки, как все остальные главы (парша птуха). И хотя нам известно, что деление текста Торы на недельные разделы было введено мудрецами Вавилона, то есть возникло после дарования Торы, но, как и во всех постановлениях мудрецов, в принятом разделении есть глубокий смысл, раскрывающий тайны Торы.

Раши в начале Мидраш Раба поясняет, что глава закрыта (стума) потому, что после смерти Яакова закрылись глаза народа Израиля от тяжести порабощения. Этот комментарий требует дополнительного разъяснения. Ведь, как мы знаем, порабощение начнется только после смерти Йосефа и всех братьев, а не сразу после смерти Яакова. «И умер Йосеф и все его братья, и все то поколение» (Шмот, 1:6), «И поставили над ним [над народом Израиля] надзирателей, чтобы изнурять его тяжкими трудами» (Шмот, 1:11). Наш великий учитель, духовный наставник ешивы Мир рав Йерухам Лейвович говорит, что в том, что недельная глава Ваехи закрыта, есть глубокий намек на то, что в этом месте буквально сокрылась сама Тора (Тора нистема). Попытаемся немного объяснить это.

Мы знаем, что вместе с Яаковом в Египет спустилась Шехина: «Я спущусь с тобой в Мицраим, и Я выведу тебя оттуда» (Берешит, 46:4). Более того, в книге Зоар приводится комментарий, что под именами, указанными в недельной главе Шмот – «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Мицраим» (Шмот, 1:1) – следует понимать источники высших духовных сил, соответствующие каждому из колен. Итак, народ Израиля спустился в Египет не один, с ним был Всевышний и Его духовное воинство. А когда народ находится в истинной связи с Творцом – его невозможно поработить. Как сказано: «А заповеди высечены (харут) на скрижалях» (Шмот, 31:16). Мудрецы читают это слово иначе: «Читай не харут – “высечены”, а херут – “свобода” – ибо свободен только тот, кто занят изучением Торы» (Пиркей Авот, 6:2). Подчиняя свой разум мудрости Творца, человек удостаивается личного провидения, он не подчиняется законам этого мира. Абсолютная свобода выражается в том, что Тора позволяет человеку уже в этом мире соединиться с вечным, выйти за границы материальности, являющейся источником всякого порабощения. В Гемаре сказано эйн мазаль ле-Исраэль – Израиль не подчинен системе созвездий – небесных сил (Шаббат, 156а). Раби Авраам Ибн Эзра в комментарии к книге Дварим (4:19) пишет: «Хорошо известно, что каждый народ и каждый город находится под какой-то звездой, которая влияет на его будущее, но еврейскому народу выпало счастье, что только Б-г определяет его пути, потому что Израиль – удел Б-га».

Пребывая в самой близкой связи с Творцом, решающим судьбу человека и всего мира, еврейскому народу дана способность оказывать влияние на ход событий, отменять тяжелые приговоры Царя царей. Ярким примером этого служит необыкновенная история Пурима.

Состояние бен хорин, истинно свободного человека, невозможно без связи с Творцом, без Торы. И в этом отношении ничто нельзя сравнить с Торой Яакова. Известно, что определяющее качество Яакова – это эмет, истина, его так же называют тиферет, красота. Это гармония между хеседом Авраама и гвурой Ицхака. Эмет – это одна из характеристик Торы. Тора является самой сутью Яакова. О нем говорится иш там йошев оалим, «человек цельный, сидящий в шатрах». Прежде, чем прийти к Лавану, Яаков 14 лет учился в домах учения Шема и Эвера, а до этого он получал знания в шатрах праотцев Авраама и Ицхака. Если сделать подсчет, то мы получим почти 77 лет непрерывного изучения Торы! Мы знаем, что Яаков выдержал тяжелейшие испытания: преследование со стороны Эсава, жизнь в доме грешника Лавана, трагедия с Диной, пропажа Йосефа. Но, пройдя все эти испытания, Яаков не прерывает связь с Творцом, не оставляет Тору. «И пришел Яаков цельным в Шхем» (Берешит, 33:18). Раши комментирует этот стих: Яаков пришел целый и невредимый, излечившийся от хромоты, и второе толкование – Яаков пришел цельным в учении. Состояние Яакова, когда он получил весть о том, что Йосеф жив, Тора описывает словами ватэхи руах Яаков – «И ожил дух Яакова» (Берешит, 45:27). К нему вернулось пророчество необычайной силы, и Тора говорит об этом как о возвращении дыхания жизни.

Наша недельная глава начинается стихом «И жил Яаков в земле Мицраима семнадцать лет» (Берешит, 47:28). Тора подчеркивает, что именно в Египте жизнь Яакова была наполнена удовлетворением, радостью и духовным подъемом. К нему вернулась Шехина, он был окружен своими праведными детьми и внуками, беды больше не постигали его. В силу того, что Яаков прошел все испытания, уровень его Торы был невероятно высоким. И когда Яаков ушел из этого мира, ушла с ним и его Тора.

Сказано в трактате Ктубот, что каждого кошерного еврея, то есть изучавшего Письменную и Устную Тору, следует хоронить в присутствии шестиста тысяч евреев. Подобно тому, как Тора была дана на горе Синай 600 000 мужчин, так и Тора каждого еврея должна уйти с не меньшим почетом. Что же касается тех, кто обучал других, то «нет числа провожающим их» (Ктубот, 17а). Мы знаем, что есть особый Кадиш, который читается в двух случаях: сразу после захоронения еврея – и по завершении изучения талмудического трактата. Когда человек умирает, он заканчивает свой личный трактат Торы. Наш духовный уровень не позволяет нам понять и почувствовать, какая великая Тора была сокрыта со смертью праотца Яакова.

В книге пророка Йешаяу говорится: «И сказал Г-сподь: за то, что приблизился (ко Мне) народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и стал страх их передо Мною привычкой людей. Поэтому Я опять отдалю народ этот сокрытием, и пропадет мудрость мудрецов его, и разум разумных его исчезнет» (29:13-14). Пророк предупреждает о страшном грехе, которым, к сожалению, болеет и часть нашего поколения – исполнение законов Торы по привычке. И за то, что исполнение воли Творца превращается в ритуал или традицию, Б-г наказывает нас уходом великих мудрецов Торы. По мнению Раши, это самое страшное наказание для общины Израиля, в два раза страшнее разрушения Храма и проклятий, указанных в главе Ки Таво! Уход мудрецов Торы означает сокрытие части Торы. Самая большая связь с Творцом осуществляется через изучение Торы. Весь наш мир существует только в заслугу праведника, в заслугу его преданности Торе. Когда Яаков спустился в Египет, прекратился голод, и, благодаря его влиянию, евреи оставались на том высоком духовном уровне, с которым пришли в Египет. Однако после смерти Якова вновь вернулся голод, и изменилось положение народа. Все время, пока был жив Яаков, народ не чувствовал себя изгнанником, ибо в заслугу Яакова питался весь Египет. Но когда голод вернулся, они стали ощущать, что находятся в гостях, ибо жили за счет египтян. Это то, что имели в виду мудрецы, сказав, что гнет порабощения начался сразу после смерти Яакова.

С уходом Яакова пропало его влияние, поддерживающее духовный уровень народа. Мудрецы Торы приводят в этот мир необычайные открытия, особое понимание Торы своего поколения. Когда они живы, их мудрости и знаний может удостоиться весь народ, но с их уходом эта особая мудрость уже не спускается в этот мир. Замечают наши мудрецы, что во времена пророка Элияу было много пророков, но после его ухода из этого мира достичь ступени пророчества стало намного труднее, и пророков стало значительно меньше. Уход Яакова, при всем великом достоинстве его сыновей, стал причиной сокрытия Торы и причиной начала порабощения. У нас есть обещание, данное Всевышним в главе Ваелех, что Тора «…не забудется в устах потомства» (Дварим, 31:21). При этом комментирует Раши, добавляя страшные слова: «не забудется окончательно». На протяжении всей истории нашего рассеяния Творец заботится о том, чтобы евреи не забыли Его Тору полностью, но, с каждым новым поколением, свет Торы постепенно скрывается.

Когда в Небесную ешиву был призван величайший мудрец Торы, выдающийся наставник и законоучитель рав Моше Файнштейн, рав Шах сказал горькие слова, что не вырастет более на Земле такой большой человек в Торе. Когда ученики попросили рава Ицхака Хаима Карсеницкого рассказать что-нибудь о раве Моше Файнштейне, с которым он учился в одной ешиве, он ответил им: «Мне нечего вам рассказать, с ним ничего особенного не происходило, он просто все время учился». Он учился во время погромов, живя из-за страшных гонений советской власти в холодном погребе со всей семьей. Очевидцы рассказывали, что даже во время пауз при чтении свитка Торы, когда вызванный еврей поднимался на биму, рав Моше Файнштейн занимался тем, что повторял наизусть Мишну. Окончив последний трактат – Укцин – он тут же приступал к трактату Брахот.

Наши великие учителя несут нам свою Тору и дают нам большой пример того, как надо жить. И величие мудрецов Торы во многом зависит от самой общины. Когда у мудреца Торы есть ученики, которые страстно задают вопросы, пытаются найти истину – это причина, чтобы этот мудрец удостоился особого знания – не ради себя, а ради этих учеников. Как сказали мудрецы: «Много мудрости я получил от учителей, а еще больше – изучая Тору вместе с друзьями, но то, что я получил от учеников, несоизмеримо больше, чем от всех вышеперечисленных». Так же, как маленькой спичкой можно поджечь большое дерево, так же и ученик своими вопросами «разжигает огонь мудрости» у своего учителя. Тора забывается, но от нас зависит – как быстро. Когда дети видят, как преданы их родители Торе, как, преодолевая трудности, с которыми неизбежно приходится сталкиваться в жизни, родители остаются верными Всевышнему и не прекращают труд над Торой, то Тора становится частью их самих, они не отойдут от нее. И кто знает, может, несмотря на слова рава Шаха, вырастет еще в среде сынов Израиля великий мудрец, подобный раву Моше Файнштейну.

Подготовила Р. Кудрина


http://www.beerot.ru/?p=9581