Недельная глава Ваеце — Почему столько чудес связано с местом?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1447

Ежедневная цитата

[pull_quote_center]…Большое дело и прекрасное средство устранить и отменить все другие решения, чтобы они не получили власть над ним и не оставили бы никакого следа: если человек твердо скажет в своем сердце, что Всевышний — Б-г истинный, и нет, кроме Него, Благословенного, никакой силы в мире и во всех мирах… И тогда сделает Он, Благословенный, так, чтобы удалились от человека все силы мира, [направленные против него], чтобы ничто не могло повредить ему вообще[/pull_quote_center]Рав Хаим из Воложина, «Нефеш а-Хаим» (3:12)

«И достиг (того) места и заночевал он там, ибо зашло солнце, и взял он из камней (того) места и положил себе изголовьем и лег на том месте» (Берейшит 28:11).

В этом стихе упоминается три раза слово «место» (מקום): «И достиг (того) места», «и взял он из камней (того) места», «и лег на том месте». Такая концентрация одного слова должна нести скрытый смысл: если мы обратим внимание, то каждому слову «место», упомянутому в стихе, соответствует какое-то чудо.

Рассмотрим каждое упоминание по отдельности.

Первое упоминание: «и достиг (того) места». Раши приводит от имени мудрецов, что путь Яакова по дороге к этому «месту» (гора Мория) сократился чудесным образом.

Второй раз упомянуто слово «место» относительно камней, которые Яаков положил себе изголовьем. Тут тоже произошло чудо с местом, как приводит Раши: «Камни стали спорить друг с другом. Один говорит: “На меня положит праведник свою голову”. И другой говорит: “На меня положит”. Тотчас Святой, благословен Он, сделал их одним камнем».

Третье упоминание слова «место»: «И лег на том месте». Здесь также было чудо, связанное с местом. Раши в комментарии на 13-ый стих приводит слова мудрецов: «Святой, благословен Он, собрал под ним всю землю Израиля».

Почему же именно сейчас удостоился Яаков того, что произошло столько чудес с местом?

Возможно, ответ на этот вопрос таков.

Словом «מקום» («Место») зачастую именуется Создатель. Поэтому наши мудрецы утверждают, что под словами «достиг места» также имеется в виду, что Яаков обратился с молитвой к Г-споду (Яаков как бы «достиг» Всевышнего, обращаясь к Нему с молитвой). Мидраш «Берешит Раба» (48:9) поясняет, что Создатель называется «Местом», поскольку «Он является (истинным) местом для мира, а не мир – Его местом». Пишет рав Хаим из Вложина («Нефеш а-Хаим», 3:1): «Подобно тому, как место несет и держит весь мир, также Создатель, Господин всего, благословен Он, – Он истинное место, Который держит и дает жизнь всем мирам и созданиям. И, если, не дай Б-г, Он уберет свою силу даже на мгновение, весь мир тут же пропадет».

Выходит, что в своей молитве Яаков достиг глубокого осознания того, что у мира нет никакого самостоятельного существования. Поскольку Яаков полностью аннулировал для себя самостоятельное существование мира, Творец также для него аннулировал «место» этого мира, и, когда была в этом необходимость, мир уже «не занимал места», ведь, как говорят мудрецы (Сота, 9б), Творец воздает человеку за его заслуги мера за меру. По этой причине именно в этот момент произошло столько чудес с местом для Якова.


http://www.beerot.ru/?p=7722