Возвеличился он в Израиле, но провинился и погиб — Афтара недельной главы Ваеце

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1651

В афтаре недельной главы Ваеце в ашкеназских общинах читается отрывок из книги пророка Ошеа (12:13-14:1). В сефардских общинах читается другой отрывок (Ошеа, 11:7-12:12).

«Прогневил Эфраим [Г-спода] до горечи, поэтому кровь их падет на него, и поругание его обратит на него Г-сподь его. Когда Эфраим говорил, то трепетали; возвеличился он в Израиле, но провинился он из-за Баала и погиб» (Ошеа, 12:15 – 13:1).

Поясняет Раши, что в стихе речь идет о Йероваме бен Невате, который стал ревнителем Всевышнего. Он пошел на отчаянный шаг, когда стал увещевать царя Шломо. А все другие боялись сделать это, потому что Шломо был великим царем. И благодаря этому дерзкому и мужественному поступку, Йеровам превознесся в Израиле.

Увещевание царю Шломо

В Иерусалиме возле Храма было место, которое называлось Мило. Поясняют комментаторы, что это место было названо так благодаря тому, каким образом оно появилось. Давид не мог построить Храм, но всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы максимально облегчить своему сыну Шломо возведение Храма. Давид собрал необходимые средства, заготовил необходимое количество стройматериалов и заложил основы будущего Храма.

Возле Храмовой горы была долина, которую заполнили землей, чтобы на этом месте могли расположиться евреи, поднимающиеся на праздники в Иерусалим. Площадь эта стала зваться Мило – от глагола лемалот (заполнять). Это место появилось в результате заполнения долины землей. Также Давид приказал сделать дополнительные проходы в крепостных стенах Иерусалима, чтобы сократить путь к Храму поднимающимся в Иерусалим.

Что же сделал царь Шломо? Построил на площади Мило дворец для своей жены, дочери фараона, тем самым отняв у людей возможность расположиться в непосредственной близости у Храмовой горы. Вдобавок к этому, он приказал замуровать сделанные его отцом проходы в стенах, что осложнило свободный доступ к Храму.

Но разве этого достаточно для того, чтобы увещевать царя? Поясняют мудрецы Талмуда, что царь Шломо преследовал определенные цели. По одному мнению, так было легче взимать налог с поднимающихся на праздники. В соответствии с другим мнением, вообще были оставлены лишь одни ворота. Над ними была возведена башня, связанная с дворцом дочери фараона. Таким образом, все входящие в Иерусалим были вынуждены проходить возле ее дворца, тем самым оказывая ей особый почет.

Говорится в Ваикра Раба (12:5): «Сказал раби Юдан: “Семь лет строил Шломо Храм, и все эти семь лет он не прикасался к вину. В тот день, когда Иерусалимский Храм открыл свои двери, царь Шломо вкусил вина. В ту ночь было два больших веселья: одно – в честь завершения возведения Храма, другое – в связи со свадьбой царя”. Сказал раби Хонья: “Восемьдесят разных видов танцев исполняла дочь фараона на своей свадьбе. Что сделала та женщина? Натянула шатер над ложем Шломо, и на нем установила много драгоценных камней и жемчужин, которые искрились, словно звезды и созвездия на ночном небе. Каждый раз, когда просыпался царь, ему казалось, что на дворе еще ночь”».

Утром народ собрался для первого жертвоприношения в Храме, а царя все еще нет. Никто не осмеливался войти в его палаты, чтобы разбудить царя. Тогда обратились за помощью к его матери Бат-Шеве. Войдя в спальню к Шломо, Бат-Шева разбудила царя, связала его и стала бить сандалией, говоря: «Всем известно, что отец твой Давид был человеком Б-гобоязненным. И что теперь скажут люди? В кого ты такой “получился”? Не иначе как в мать».

Но на этом проблемы царя Шломо не закончились. После того как утренняя жертва была принесена с опозданием на четыре часа, пришел Йеровам бен Неват и стал увещевать царя Шломо за все его прегрешения. На это и намекает стих из нашейафтары: «Когда Эфраим говорил, то трепетали; возвеличился он в Израиле, но провинился он из-за Баала и погиб» (Ошеа, 13:1). «Когда Эфраим говорил…» – когда говорил Йеровам, который происходил из колена Эфраима. То «трепетали…» – царь Шломо дрожал от страха. «Возвеличился он в Израиле…» – за эту смелость Всевышний возвеличил Йеровама и установил его царем над десятью коленами Израиля. Но посмотрите, как завершается этот отрывок: «…провинился он из-за Баала и погиб» – вместе с наградой Йеровам получил и наказание.

В трактате Санедрин (101б) говорится, что этот поступок Йеровама имел как положительные, так и отрицательные для него последствия. С одной стороны, он совершил то, на что никто не решался. Но в том, как он это сделал, был серьезный изъян.

Смелый, но дерзкий поступок Йеровама

Говорится в трактате Шаббат (32а), что если есть 999 ангелов, обвиняющих человека перед Небесным Судом, и всего один ангел, выступающий в оправдание, – этого достаточно, чтобы человек был оправдан. Это мы учим из стиха в книге Иова (33:23,24): «Если же есть ангел, оправдывающий его, один из тысячи, чтобы возвестить о человеке правоту его, [то] сжалится он над [человеком] и скажет: “Спаси его, чтоб не сошел он в могилу: я нашел искупление [ему]”». Из этого пояснения также следует, что любой поступок человека может включать в себя тысячи аспектов, нередко противоречащих друг другу. Так и смелый и дерзкий поступок Йеровама включал в себя как положительную, так и отрицательную стороны.

Говорится в трактате Эдуйот (6а), что Йеровам не пришел к царю Шломо в одиночку – он привел с собой еще тысячу выходцев из колена Эфраима. Он стал увещевать царя Шломо за то, что он не идет по пути своего отца Давида. Давид искал, как облегчить подходы к Храму, а он закрыл дополнительные проломы в стенах. Но наряду с исполнением заповеди «увещевать нарушителей», Йеровам совершил тяжелейшее преступление из-за той формы, в которой он увещевал. Нужно было сделать это наедине, а он сделал это в присутствии посторонних людей, да еще привел с собой тысячу своих собратьев! Если бы Йеровам поставил себя на место Шломо и попытался почувствовать его положение, то наверняка не стал бы прилюдно его позорить. Но он этого не сделал, и заплатил за это высокую цену. Всевышний поступил с ним по правилу «мера за меру». Когда Йеровам стал царем над десятью коленами Израиля, он вообще запретил своим подданным подниматься в Иерусалим. Сделав это, он грубо нарушил то, в чем когда-то упрекал Шломо. Как сказал об этом пророк Ошеа: «…И поругание его обратит на него Г-сподь».


http://www.beerot.ru/?p=21908