Гордецы – мерзость для Всевышнего — Афтара недельной главы Ваеце

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1562

В недельной главе рассказывается о бегстве Яакова от его брата Эсава, об этом же упоминается в первом стихе афтары: «И убежал Яаков в поле Арама, и служил Исраэль за жену, и за жену стерег <стада>» (Ошеа, 12:13).

В афтаре пророк Ошеа увещевает десять колен Израилевых и их царей, вспоминая о милости Всевышнего, оказанной Яакову, когда тот вступил в противостояние с ангелом Эсава, и о чудесах, произошедших с Яаковом во время его пребывания в доме Лавана.

«Прогневил Эфраим <Г-спода> до горечи, поэтому кровь их падет на него, и поругание его обратит на него Г-сподь его» (Ошеа, 12:15).

Говорят комментаторы, что этот стих повествует о Йероваме бен Невате, который был из колена Эфраима, и который удостоился того, что стал царем над десятью коленами Израилевыми благодаря тому, что упрекал царя Шломо, и увещевание это было во имя Небес. Но говорят мудрецы, что в то же время он обрек себя на наказание, потому что увещевал Шломо прилюдно, таким образом, опозорив его.
Йеровам бен Неват, увидев, что совершаются действия, идущие вразрез с Торой, не побоялся того, что перед ним находится великий царь Шломо, и увещевал его, выполнив задачу, на которую другие не нашли в себе сил. Но в то же время действия Йеровама были не совсем правильными, потому что сказано в Торе: «…увещевай ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Ваикра, 19:17). Как поясняют мудрецы, увещевать ближнего нужно таким образом, чтобы он не был опозорен, и даже лицо его не изменилось. А Йеровам укорял Шломо в присутствии большого количества людей, и Раши говорит, что он сделал это преднамеренно, чтобы опозорить царя.

Йеровам упрекал Шломо за то, что он не ходит прямыми путями, и что отступил от пути отца его царя Давида, который пробивал дополнительные входы в стенах Иерусалима, чтобы облегчить прибытие поднимающихся на праздник, в то время как Шломо замуровал эти проходы. Но, как уже упоминалось, поскольку Йеровам сделал увещевание в недопустимой форме, то в конце сам стал не только причиной того, что не давал людям подниматься в Храм, но даже приказал своим солдатам убивать всякого, кто все-таки попытается подняться в Иерусалим в обход запрета. Пишет Раши в трактате Санедрин (102б): «Не суди ближнего своего, пока не побываешь на его месте». Йероваму нужно было подумать о положении царя Шломо, и тогда, возможно, он выполнил бы заповедь об увещевании ближнего правильно.

Там же, в трактате Санедрин, рассказывается о том, насколько большим человеком был Йеровам: все мудрецы Торы казались травой в сравнении с Шломо и Йеровамом. И не было почти ничего в Торе, что было бы непонятно им. Здесь есть чему удивиться: как такой великий мудрец Торы мог погрязнуть в страшных грехах?

Рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува» (1:27) пишет, что гордецы преданы в руки своего дурного начала, потому что они мерзки Всевышнему, и Он не помогает таким людям в борьбе с их дурным началом. А ведь известно высказывание мудрецов, что каждый день йецер а-ра (дурное начало) обновляется и превозмогает человека. И если бы не помощь Свыше, то не смог бы никакой человек справиться с ним, как сказано: «Выслеживает нечестивый праведника и ищет, как бы умертвить его. Г-сподь не оставит его (праведника) в руке его (нечестивого) и не (даст) обвинить его на суде его» (Теилим, 37:32-33).

Так и Йеровам, каким бы великим знатоком Торы он ни был, возгордившись, утратил покровительство Всевышнего, без которого не смог выдержать первого же испытания.
По закону, когда евреи поднимаются в Храм на праздники, лишь царь Иудеи имеет право сидеть в азара (на территории Храма). Йеровам понимал, что хоть он и назначен пророком на роль царя десяти колен Израилевых, но он не удостоится сидеть в Храме во время праздников. Этот факт стал причиной того, что он установил золотых тельцов на границе царств, и приказал народу поклоняться им, обрекая на страшный грех идолопоклонства.

«Когда Эфраим говорил с трепетом, возвысился он в Израиле, но провинился он из-за Баала и погиб» (Ошеа, 13:1). Пишет Раши: «Та большая заслуга увещевания ближнего, которая подняла Йеровама на царский престол, стала препятствием для него, поскольку к этому действию был примешан проступок прилюдного увещевания, что и свело со света Йеровама».


http://www.beerot.ru/?p=7842