Ваеце — Иссахар и Звулун — бней Тора в Доме учения и вне его

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1484

По расчету возраста Яакова и по расчету тех событий, которые с ним происходили, «теряются» четырнадцать лет. Куда же они исчезли? Говорят наши мудрецы, что по дороге из Беэр-Шевы в Харан Яаков буквально «исчез» на 14 лет. Местом исчезновения были ешивы Шема и Эвера (хотя Шема в то время уже не было в живых). Возникает вопрос – почему в Торе прямо об этом не сказано?

Еще раньше Раши приводит сказанное о Яакове иш там ве-йошев оалим – «человек цельный, сидящий в домах учения» (в ешивах Шема и Эвера). И тут можно задать еще один вопрос: вспомним, из какого дома происходил Яаков: его отец – Ицхак, дед – Авраам, так почему бы Яакову не учиться дома? Чего ему там не хватало, что он пошел в далекую ешиву? Примечательно, что один из величайших каббалистов рав Йосеф Гиктилия объясняет в своей книге «Шаарей Ора» как раз то, что «шатры учения» – это шатер Авраама и шатер Ицхака. С одной стороны, получается, что его слова противоречат словам Раши. Но, в то же время, надо знать, что комментарий Раши – это не просто один из многих комментариев к Пятикнижию, а квинтэссенция Устной Торы, переданная нам! Вернемся к этому вопросу позже, и мы увидим, что противоречия здесь на самом деле нет.

Беременная Ривка, еще не зная о том, что у нее родится двойня, заметила странность в поведении плода. С одной стороны, ребенок рвался наружу в святом месте, но, с другой стороны, и в месте, противоположном святости, он стремился выйти! Об этом она пошла вопрошать в Дом учения Шема и Эвера… Не совсем понятно, почему она не пошла к себе домой, спросить мужа – Ицхака, или тестя – Авраама?

Следует поднять еще один вопрос. Авраам называется рош мааминим, началом верующих. Почему же началом, когда до него были уже праведники, те же Шем и Эвер, у них даже были свои Дома учения! В нескольких местах сказано про Авраама, что он «возвышен Всевышним среди нас», и в нескольких местах сказано, что Авраам сделал Всевышнего Элокей а-арец, «Б-гом земли». Очевидно, до этого Он был Б-гом везде, но не на земле. Но как же Ноах, Шем и Эвер? Я слышал от рава Моше Шапиро такое объяснение: ешива Шема и Эвера была звеном в цепочке передачи того, что они получили от Ноаха, Ноах – от Метушелаха, а тот, в свою очередь, от первого человека, Адама. Как мы видим, есть буквально считанные поколения в цепочке передачи знаний, которые получил Адам еще в Ган Эдене.

Есть известная Гемара в трактате Шаббат, рассказывающая о том, как ангелы просили Всевышнего не давать Тору людям через Моше, а оставить ее им. В «той» Торе было заложено понимание высших материй, высших сфер, того, как существуют и управляются миры, и именно такую Тору ангелы не видели смысла спускать на землю. Именно такую Тору изучали в ешиве Шема и Эвера – она была настолько высока, настолько глубока и настолько не выходила в мир, в котором они жили, что в этом мире она никак не проявлялась! Авраам называется «первым верующим» потому, что благодаря ему Тора появилась в мире!

У наших мудрецов есть традиция делить (условно) шесть тысяч лет существования нашего мира на три части – по две тысячи лет каждая. Так, первые две тысячи лет называются «мир хаоса», вторые две тысячи – мир Торы, и последние, «наши» две тысячи лет называются «годами Машиаха». Пишет Рамхаль в книге «Даат Твунот», что Авраам ознаменовал собой начало эпохи исправления мира. Написано в Пиркей Авот, что 10 поколений от Адама до Ноаха и 10 – от Ноаха до Авраама существовали в мире только ради Авраама! Нетрудно заметить из приведенного подсчета, что Шем и Эвер, несмотря на то, что они были величайшими праведниками, основали свои ешивы и передали Тору будущим поколениям, все же относились ко «времени хаоса». Исправление в мире начинается именно с Авраама, и его дело продолжает Ицхак, и затем – Яаков.

Как мы говорили раньше, в нашей недельной главе четырнадцать лет из жизни Яакова скрыты. Эти годы как будто не находятся в этом мире – именно потому, что ешива Шема и Эвера и Тора, которую изучали в этой ешиве, были вне этого мира! Задачей Яакова было полноценно воспринять цепочку передачи Шема и Эвера от Адама, и вместе с Торой Авраама и Ицхака передать ее следующим поколениям и распространить в мире.

Мы уже задавались вопросом, что значат слова о том, что Яаков вышел из Беэр-Шевы и пошел в Харан. Широко известно объяснение Раши, согласно которому уход праведника из какого-то места опустошает его. И, когда Яаков вышел из Беэр-Шевы, то общая духовность в городе упала (несмотря на то, что там еще оставались Ицхак и Ривка). Однако есть еще одно объяснение, из которого мы можем многое для себя выучить: «вышел из Беэр-Шевы» – потому что послушался мать, Ривку, которая сказала ему убежать из города и скрыться от Эйсава. «Пошел в Харан» – выполнил заповедь почитания отца, потому что Ицхак сказал ему, куда идти. И при всем этом, все еще непонятна причина его остановки на 14 лет: неужели до этого Яаков не учился? Ведь ему шел седьмой десяток лет, и изначально о нем говорится «сидящий в шатрах (учения)»!

В объяснении предыдущей главы Виленский Гаон пишет, что все брахот еврейского народа на все поколения имеют своим корнем те благословения, которых удостоился Яаков от Ицхака. Многие мудрецы задают вопрос – неужели для Ицхака было недостаточно того, что Яаков был примерным сыном? Ведь, идя за трактовкой «шатров» как «шатров учения Ицхака», мы можем видеть, что Яаков был непосредственным учеником своего отца. Так неужели этого было недостаточно Ицхаку для того, чтобы увидеть в Яакове следующее звено цепочки прямой передачи Торы следующим поколениям и благословить его по заслугам? Почему Яакову пришлось устраивать весь этот «маскарад»?

Во все времена в еврейском народе существовала прекрасная пара – «Иссахар и Звулун»: Иссахар занимается Торой, а Звулун занимается его поддержкой. У Звулуна есть совершенно особенное достоинство, и понимание этого пришло ко мне однажды в Америке. Весь мир сходит с ума из-за денег! Колеса крутятся, заводы дымят, все стремятся заработать еще доллар, еще рубль – гонка, безумная гонка, чтобы накопить еще и еще! И вот в этом мире живет «бизнесмен» Звулун – и полноценно поддерживает Тору! Величайшее душевное достоинство и сила характера! Несмотря на то, что он живет в этой «машине», он понимает важность Торы и эту чудовищную «машину» обращает в Тору! Легко говорить о деньгах, целый день сидя в ешиве, погрузившись в Тору – понятна важность учебы, а мира вокруг как бы не существует. Но для Звулуна, который живет в этом мире, практически «купается в деньгах», не соблазниться роскошью – большое испытание! И тот факт, что он обращает «золотого тельца» в Тору, видя в ней самое достойное место для капиталовложений, – вносит огромное исправление в наш мир!

Именно функция Звулуна предназначалась, по мнению Ицхака, Эйсаву. И именно поэтому Ицхак отправил его принести ему добычу – чтобы «вложить ее в рот» того, кто занимается Торой. Ривка видела, что Эйсаву это не под силу, он не может стать полноценным Звулуном, как этого хотелось бы его отцу. Ей была видна греховная сущность Эйсава. Ицхак хотел благословить всеми земными благами Эйсава, чтобы Яаков мог спокойно заниматься Торой и никак не соприкасаться с материальной стороной мира. Если бы Эйсав завладел благословением Ицхака, то Яакову не осталось бы ничего! Благодаря Ривке Яаков получил благословение Эйсава, и теперь вынужден сам заниматься своим пропитанием. В этом – причина того, что он приходит к Лавану и работает на него двадцать лет, за жен и за имущество. Жизнь Яакова совершенно преобразилась!

Мы знаем, что быть бен Тора в Доме учения гораздо легче. Быть бен Тора, когда ты находишься вне стен Дома учения – непросто. Есть известная история о том, как к Виленскому Гаону пришел Магид из Дубно, и по просьбе Гаона, стал рассказывать ему о его недостатках: главный из них – нет большого достижения в том, чтобы сидеть над Талмудом и не интересоваться окружающим миром, будучи погруженным в учение. Выйди и посмотри, как живут люди! Рассказывают, что Виленский Гаон признал, что делать и то и другое он не может.

Яакову пришлось заниматься всем самому: сохраняя сущность «сидящего в шатрах», зарабатывать себе на жизнь. Ему предстояло нелегкое испытание – провести долгие годы рядом со злодеем Лаваном. Перед таким испытанием то, что ему было нужно – заново набраться Торы! Поступки отцов – знак для сыновей! Человеку, который решил посвятить свою жизнь поддержке Торы, быть Звулуном, – стоит несколько лет до этого серьезно поучиться, «набраться Торы», как сделал это наш праотец Яаков! Несмотря на то, что Звулун зарабатывает деньги, живет материальным миром, внутри он – бен Тора!

У Яакова была еще одна «миссия» в этом мире: соединить в себе Тору своих отцов, Авраама и Ицхака, с теми высокими тайнами Торы, которые он постиг в Доме учения Шема и Эвера, и все это достояние связать с жизнью в этом мире.

В нашем народе есть два «колена»: Иссахар и Звулун. Суть первого – быть полностью погруженным в Тору, и нести ее свет всему народу. Однако это невозможно, если его Тора не раскрывается в дерех эрец – в том, как он живет в этом мире. Суть Звулуна – освятить окружающий мир, обратить материальные достижения в свет Торы. Их обоих объединяет общий замысел – постоянно нести Тору в жизнь нашего народа!

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=29402