Ваешев — Чем провинился Йосеф, попросив у виночерпия ходатайствовать за него?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1817

Ежедневная цитата

[pull_quote_center]Если Г-сподь не строит дом, напрасно трудятся строящие его; если Г-сподь не стережет город, напрасно усердствует стража[/pull_quote_center]Теилим (127:1)

«Если же ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь обо мне фараону, и выведешь меня из этого дома» (Берешит, 40:14).

Мудрецы говорят (Берешит Раба, 89:3), что за то, что Йосеф сказал так виночерпию фараона, а не положился на Творца – с Небес постановили, что он проведет в тюрьме еще два года.

Комментаторы спрашивают: за что же Йосеф был наказан? Ведь, прося виночерпия напомнить о себе фараону, он лишь выполнял обязанность прилагать усилия, которая возложена на каждого.

Объясняет рав Шимон Шкоп, что запрещено прилагать усилия больше необходимого. Ведь чрезмерным усилием человек показывает, насколько большое значение имеет для него само усилие. Такое поведение свидетельствует, что человек полагает, что его бурная деятельность может ему помочь. Первой части просьбы Йосефа: «Если же ты вспомнишь обо мне…» было достаточно. За то, что он добавил: «и напомнишь обо мне…», он был наказан. Из-за этого лишнего слова возникало впечатление, что Йосефу недостает веры.

Дополнительный ответ на этот вопрос мы находим в книге Хазон Иша «Эмуна у-Битахон». Он пишет, что запрещено прилагать усилие, которое явно не может помочь. Творец нам заповедал прилагать только те усилия, которые по природе своей способны помочь. Египетская аристократия тех дней была известна своей неблагодарностью, поэтому не было сомнения, что виночерпий забудет про Йосефа и не станет ходатайствовать за него перед фараоном.

Чтобы понять лучше ответы рава Шимона Шкопа и Хазон Иша, изучим слова Рамхаля в книге «Месилат Йешарим» (23-я глава). Там он пишет: то, что человеку необходимо прилагать усилия, чтобы заработать себе пропитание – это наказание, посланное на человечество: «В поте лица своего будешь есть хлеб свой…» (Берешит 3:19). «Так постановил Высший Царь, и это своего рода ”налог”, которого невозможно избежать, он взимается со всего рода человеческого. Однако старание [само по себе] не приносит успеха, просто оно обязательно [как и штраф]. Если человек постарался и уже исполнил свой долг, то есть возможность, чтобы снизошло на него благословение с Небес».

Поскольку человек должен прилагать усилия, только чтобы исполнить проклятие, не следует чрезмерно стараться там, где по здравой логике это все равно не поможет.

Интересное примечание, связанное с вышеупомянутым принципом, мы находим в книге рава Йехезкеля Левинштейна «Ор Йехезкель» («Сихот Элуль», 65-ая страница) от имени Сабы из Кельма.

В главе Вайеце мы учили о Яакове:  по дороге в Харан, устраиваясь на ночлег, он набрал камней и положил их вокруг изголовья из опасения хищных животных. Спрашивает Саба из Кельма: его тело и ноги остались без защиты, неужели таким образом возможно спастись от хищников? И отвечает: Яаков осознавал, что все – от Творца, и любое усилие необходимо только для выполнения возложенного на нас проклятия. Положив камни вокруг головы, он выполнил тем самым свой долг. И ему нечего опасаться, ведь не камни оберегают, а Творец.


http://www.beerot.ru/?p=8389