Ваешев — Исполнять заповеди с радостью в сердце

Дата: | Автор материала: Рав Элазар Симха Вассерман

436
исполнять заповеди

Отрывок из речи, которую наш учитель произнес в «День Торы» во Франции, 3 Сивана 5750 г., в присутствии тысяч евреев, желая зажечь в них огонь Торы и приблизить к Небесному Отцу.

«И услышал Реувен, и спас его от них. “Не будем его убивать”, — сказал» (Берешит, 37:21).

«Сказал раби Ицхак: …когда человек исполняет заповедь, пусть исполняет ее от всего сердца, ведь если бы Реувен знал, что Всевышний напишет о нем: “И услышал Реувен, и спас его”, он бы взял Йосефа на плечи и отнес отцу. И если бы Аарон знал, что Всевышний напишет о нем: “Вот, он выходит тебе (Моше) навстречу, он увидит тебя и обрадуется в сердце”, он вышел бы навстречу Моше с песнями и плясками. И если бы Боаз знал, что Всевышний напишет о нем: “Он протянул ей обжаренных (ячменных) зерен”, он бы дал ей откормленных телят.

Раби Коэн и раби Йеошуа, сын раби Симона, от имени раби Леви, сказали: раньше, когда человек исполнял заповедь, пророк записывал ее, а сейчас, когда человек исполняет заповедь, кто ее записывает? Пророк Элияу и царь-Машиах, а Всевышний ставит печать, как сказано: “Тогда говорили Б-гобоязненные люди друг с другом, и Всевышний прислушивался и внимал, и записывал в Свою Книгу памяти Б-гобоязненных людей и думающих о Его Имени”» («Ваикра Раба»).

Давайте обратим внимание на сказанное в мидраше: «Если бы он знал… что Всевышний напишет о нем».

Мудрецы учат нас, что не все пророчества были записаны: «Пророчество, которое было актуально на все поколения, было записано, а которое нет – не было записано». Почему? Потому что Тора – вечна. В ней нет ни одной детали, которая была бы актуальна только в свое время. Тора – безгранична. Поэтому, поскольку Тора написала о Реувене: «И услышал Реувен, и спас его от них», из этого следует, что действие Реувена дало результат, который стал вечным. И действительно, если бы Реувен не спас Йосефа, народ Израиля не спустился бы в Египет, все события развивались бы по-другому, и сам народ Израиля сформировался бы по-другому. Получается, что, спасая Йосефа, Реувен направил всю историю еврейского народа на определенный путь. Это истинный поступок в вечности!

История с Аароном тоже удивительна.

Моше-рабейну был готов стать посланником Всевышнего и вывести народ Израиля из Египта, получить Тору на горе Синай и передать ее Израилю. Всевышний сказал ему: «Вот тебе знак, что это Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы будете служить Б-гу на этой горе». Однако у него был старший брат (и более того, Аарон был главой поколения и его руководителем, пока Моше-рабейну не был назначен Всевышним). И возможно, что он огорчится, что младший брат был избран для этого. Поэтому Моше-рабейну колебался, принимать ли эту миссию.

И только когда Всевышний сказал ему: «Он увидит тебя, и обрадуется в сердце», Моше-рабейну согласился. Получается, что именно радость в сердце Аарона позволила народу Израиля удостоиться того, чтобы Моше-рабейну стал его лидером. А если так – то написанное Торой «увидит тебя и обрадуется в сердце» имеет последствия на все поколения, иначе это не было бы написано в Торе. Так что, если бы Аарон знал, что последствия его радости будут вечными, «он вышел бы встречать его с песнями и плясками».

Подобно этому — поступок Боаза.

Последствием его отношения к Рут стала цепочка вечного царства народа Израиля. По сути дела, это был первый шаг на пути к Машиаху, знай о том Боаз, «дал бы ей откормленных телят».

По словам мудрецов получается, что Реувен не оценил, как следует, величие своего поступка и то, что его последствия окажут влияние на все поколения, и поэтому о нем будет написано в вечной Торе. Поэтому и добавляет мидраш: «Когда человек исполняет заповедь, пусть исполняет ее от всего сердца».

Сегодня тоже, когда человек выполняет заповедь, он не знает (каковы будут ее последствия – прим. пер.)…

Но ведь сказано: «Тогда говорили Б-гобоязненные люди друг с другом, и Всевышний прислушивался и внимал, и записывал в Свою Книгу памяти…». А кто в нее записывает? Пророк Элияу и царь-Машиах, а Всевышний ставит печать. Про пророка Элияу и царя Машиаха сказано: «Вот, Я посылаю вам пророка Элияу перед приходом великого и страшного дня Г-спода. И вернет он сердца отцов из-за детей…» Раши объясняет там: «вернет сердца отцов» – к Всевышнему, «из-за детей» – благодаря детям. Пророк Элияу готовит общину Израиля к Избавлению, к приходу Машиаха.

Слава Б-гу, сегодня мы видим, как во всем мире среди евреев развивается движение тшувы (возвращения к Торе). Это движение – приход пророка Элияу. Это его миссия. Он послан «перед приходом великого и страшного дня Г-спода», чтобы подготовить нас к встрече Машиаха, чтобы подготовить весь мир к встрече Машиаха.

Когда сегодня человек возвращается к Б-гу, Элияу и царь-Машиах записывают это, и Всевышний ставит печать. Человек должен ощутить великую радость, узнав, что, когда он делает тшуву и приближается к Всевышнему, это, на самом деле, возвращение всего народа Израиля ко Всевышнему! Элияу и царь-Машиах записывают, и Всевышний ставит печать!

Почему Всевышний ставит печать на этих заслугах?

Потому что только Тора – вечна, и чтобы нечто стало вечным, оно непременно должно быть записано в вечной Торе. Все, что написано в Торе, и все, что написали пророки (о чем Гемара говорит: «Все это было дано Моше на Синае»), вечно. А сейчас, поскольку эти заслуги записываются пророком Элияу и царем-Машиахом, они не являются частью Торы, и тогда получается, что вроде бы они не вечны. Поэтому Всевышний должен поставить печать, и тогда они становятся вечными.

Мы, слава Б-гу, живем в великое время – в эпоху чудес и приближения Геулы (Избавления). Однако нужно знать, как жить в эту эпоху. Сказано в трактате Санедрин: «Спросили ученики раби Элазара: что нужно делать человеку, чтобы спастись от мук перед приходом Машиаха? Он ответил: пусть занимается Торой и добрыми делами». Отсюда следует, что муки перед приходом Машиаха обязательно будут, но человек может спастись от них благодаря добрым деяниям и учебе Торы. В наше время мы обязаны укрепиться в обучении детей Торе, выделении времени на учебу Торы и ее поддержке.

Сказано в Мишлей: «Древо жизни она для держащихся за нее». Речь идет о жизненной необходимости держаться за Тору.

Говорит Мидраш: «Это подобно тому, что человек упал в море, капитан корабля протянул ему канат и сказал: “Держись за этот канат и не отпускай! Если отпустишь – тебе уже не спастись!” Точно так же сказал Всевышний Израилю: “Все время, пока вы крепко держитесь за заповеди, “а вы, держащиеся за Г-спода, Б-га вашего, живы все сегодня””. Также Он говорит: “За мусар (наставление, назидание) крепко держись, не отпускай. Храни ее, ибо она – твоя жизнь”». Чтобы спастись, нужно держаться за Тору. Нужно учить Тору, ради того, чтобы знать ее, ведь Всевышний желает, чтобы каждый еврей знал Тору. И детей нужно воспитывать так, чтобы они учили Тору.

«Тот, кто видит цветущие деревья в месяц Нисан, произносит благословение: “Благословен, Ты… сотворивший хорошие создания и хорошие деревья, чтобы давать удовольствие людям”».

Всевышний желает, чтобы люди получали удовольствие.

Можно ли описать удовольствие отца, который проверяет сына, что он учил, и сын знает ответы? Можно ли описать наслаждение отца от учебы с сыном? Самое большое наслаждение – это укрепиться в учебе Торы. Укрепиться в «и повторяй детям своим», укрепиться в «обучайте им (словам Торы) детей ваших», выделить время на учебу Торы. А также удостоиться удела в Торе посредством финансовой поддержки изучающих ее.

«Пусть занимается Торой и добрыми делами». По поводу добрых дел сказано в трактате Шаббат: «Каждый, кто милосердно относится к людям – к нему милосердно относятся Свыше». А ведь как мы нуждаемся в Высшем милосердии! Так что нужно милосердно относиться друг к другу. Причем один из самых важных видов добрых дел – это налаживать мир. Мир в семье, мир среди друзей, мир в общине.

Большая часть страданий перед приходом Машиаха связана с ненавистью людей друг к другу.

И это обязывает нас относиться друг к другу по-дружески. И в доме очень важны мир и радость. Когда каждый из супругов интересуется, что он может сделать, чтобы порадовать другого, они оба радостны. В такой ситуации и дети радуются, потому что дети усваивают «обычаи места» (т. е. воспринимают атмосферу своего дома). Если в доме люди радостны, и между ними царит мир, то и ребенок будет ребенком мира и радости.

С другой стороны, если он видит, не дай Б-г, что его родители не живут в мире и согласии, он усвоит, что «обычай этого места» – не радоваться, а тревожиться, печалиться и сердиться, и он тоже идет по этому пути. Мир между мужем и женой – это также основа воспитания детей, и очень важно придавать этому наивысшее значение.

А мир между нами – когда наш праотец Яаков пришел в землю Израиля, сказано в Торе: «И боролся с ним человек». Раши объясняет, что имеется в виду. Сатан – правитель Эсава — не дает Яакову войти в Землю Израиля. Он вызывает трудности в лагере Яакова. Это и есть поступки Сатана! Чем больше мира и любви будет между нами, тем больше мы ослабим его силу.

Мы уже говорили, что «когда человек выполняет заповедь, пусть делает это от всего сердца».

Если мы будем исполнять заповеди от всего сердца, это приблизит Избавление Всевышнего, геулу для народа Израиля и для всего мира. Элияу и царь-Машиах записывают, и Всевышний ставит печать. Мы должны знать, что – особенно в наше время – каждый, кто учит еврейских детей Торе, каждый, кто приближает баалей тшува, создает вечную заслугу, как сказано: «и записывал в Свою Книгу памяти Б-гобоязненных людей и думающих о Его Имени».

Перед дарованием Торы на горе Синай сказано: «И понесу вас на орлиных крыльях и приведу вас к Себе». Что символизируют орлиные крылья? Скорость! Мы вышли из Египта, будучи рабами, и за семь недель стали пророками. Мы все слышали из уст Всевышнего «Я – Г-сподь…» и «Да не будет у тебя других богов…». За семь недель превратиться из рабов в пророков – это «орлиные крылья». Всевышний сообщает нам, чтобы мы знали, что Он делает все это для народа Израиля. Будем молиться, чтобы и сегодня Всевышний вернул нас к Себе на орлиных крыльях, чтобы мы все сделали тшуву и вернули достоинство святому народу.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48539