Ваешев — Величие Реувена и его поступка — Заслуга на все поколения

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

3051

Недельная глава Ваешев

  1. Реувену должно было быть особенно тяжело спасти Йосефа, ведь Реувен был первенцем, а Йосеф, рассказывая свои сны, фактически претендовал на царство вместо него, – и несмотря на это, он его спас!
  2. Одно из качеств Реувена – «стремительный, как вода» (опрометчивость) – проистекает от недостатка рассудительности. Этот недостаток мог спровоцировать Реувена согласиться на один краткий миг с Шимоном и Леви.
  3. Предложение бросить Йосефа в яму кажется удивительным: ведь, как известно из толкования мудрецов, в этой яме были змеи и скорпионы, а в трактате Йевамот мы учим, что если кто-то увидел, как человек падает в яму, в которой есть змеи и скорпионы, то жене этого человека разрешают повторно выйти замуж, поскольку совершенно очевидно, что ее муж погиб!

И кажется верным объяснение, согласно которому Реувен сказал своим братьям «бросьте его в эту яму, которая в пустыне». Реувен убедился в том, что в той яме, о которой он говорил, нет ни змей, ни скорпионов. Таким образом Реувен планировал спасти Йосефа, а затем вернуть его отцу. Шимон же понял, что если Реувен говорил о конкретной яме, то, по-видимому, эта яма хорошая, поэтому он специально бросил Йосефа в другую яму – со змеями.

  1. «Мидраш Раба» (глава Насо) отмечает, что большая часть жертвоприношений главы колена Реувена (во время освящения Мишкана) имеют отношение к спасению Йосефа. [Дополнение рава Игаля Полищука. Хотя эти жертвоприношения были одинаковы для всех колен, наши мудрецы отмечают, что одна из причин, почему в Торе заново рассказывается о приношении каждого из колен, это то, что у каждого из колен был свой сокровенный замысел и намерение в приношении.] Разберем их подробно.

Серебряное блюдо весом 130 шекелей. Почему? Буквы, составляющие корень слова «блюдо» (кеара – קערה) – это ק (куф), ע (аин) и ר (рейш). Эти же буквы составляют слово עקר (акар – вырвал). Реувен «вырвал» (отменил) замысел своих братьев убить Йосефа, произнеся три слова: לא נכנו נפש (ло накену нефеш – не прольем крови). Если посчитать сумму числового значения каждой из первых букв этих трех слов (ל – ламед – 30, נ – нун – 50 и נ – нун – 50), получится ровно 130!

Серебряная кропильная чаша весом 70 шекелей. Почему? Корень слова מזרק (мизрак – кропильная чаша) – זרק (зарак – бросил). Реувен посоветовал братьям бросить Йосефа в яму, что само по себе звучит жестоко. Но у него была тайна (סוד – сод), в соответствии с которой он планировал вернуть Йосефа отцу. Числовое значение слова «тайна» (סוד – сод) равно сумме числовых значений его букв (ס – самех – 60, ו – вав – 6 и ד – далет – 4), то есть 70!

Одна золотая ложка (כף – каф) весом 10 шекелей, наполненная воскурениями. Почему? Это соответствует рукам (כף – каф – также означает «ладонь») десяти братьев, которые хотели убить своего брата.

Один козел в качестве грехоочистительной жертвы – искупить то, что он сделал с Билой.

В качестве мирной жертвы (שלמים – шеламим) – два быка. Реувен достиг совершенства (השלים – ишлим) в двух аспектах: спасение и раскаяние (за свой поступок с Билой).

  1. Реувен был способен предвидеть грядущие события. Комментируя стихи «И вернулся Реувен к яме; и вот, нет Йосефа в яме. И разодрал он одежды свои, и возвратился к братьям своим, и сказал: мальчика нет, а я, куда я пойду?» (Берешит, 37:29-30), Раши объясняет, что Реувен порвал свои одежды, не найдя Йосефа, поскольку не знал, куда ему бежать от грядущих страданий отца. Братья же почувствовали страдание Яакова, только когда он на самом деле начал страдать, ведь, комментируя написанное далее (Берешит, 38:1): «И было в то время – Йеуда отошел от братьев своих…», Раши пишет: «…научить, что они лишили его высокого положения, когда увидели страдания своего отца…»
  2. Комментируя слова «и вернулся Реувен» (Берешит, 37:29), Раши пишет: «Когда его (Йосефа) продавали, его (Реувена) там не было, поскольку настал его черед идти и обслуживать отца. Другое объяснение – что он был занят своей мешковиной и своим постом».

Мой тесть рав Ицхак Зильбер, благословенна память святого праведника, сказал от имени своего сына рава Бен-Циона, да продлятся его годы, что Реувен совершил ошибку, занявшись постом, ведь речь идет об опасной ситуации, а это не время для занятия тшувой. Ему следовало остаться там, чтобы убедиться, что положение не ухудшится (как, собственно, и случилось)!

К этому можно добавить, что первое объяснение тоже вызывает удивление: ведь самая важная вещь, которую он мог сделать для отца, – это охранять Йосефа. Если бы он остался там, то сэкономил бы отцу 22 года траура!

И, возможно, можно ответить на оба этих вопроса одновременно, оправдав Реувена, а именно – сказать, что Реувен намеренно вел себя так, как будто все как обычно, чтобы его братья не опасались его. Таким образом, ночью Реувен мог бы прийти и вытащить Йосефа из ямы.

Доказательством наших слов может послужить то, что мы не находим в словах наших мудрецов ни критики в отношении Реувена за то, что он так себя вел, ни утверждений о том, что Реувен понес за это какое-либо наказание.

Кроме того, в комментарии к другому отрывку нашей недельной главы наши мудрецы говорят, что всякий, кто начинает выполнять заповедь и не заканчивает ее, хоронит жену и детей, и приводят в качестве доказательства Йеуду, который начал спасать Йосефа, но не вернул его (как жена Йеуды, так и двое его старших сыновей действительно умерли при его жизни – прим. перев.) Если так, то почему же они не отнесли это и к Реувену? Таким образом, логично будет объяснить, как сказано выше.

Да удостоимся мы света раскаяния в заслугу Реувена, сына Яакова!

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=22286