Ваешев — «И услышал Реувен»

Дата: | Автор материала: Рав Аарон Котлер

1824
Реувен

Недельная глава Ваешев

«Хитроумно веди войну свою» (Мишлей, 24:6).

Объясняют комментаторы, что речь идет о войне со злым началом. Всегда нужно искать способ, как победить в войне с ним. И нет разницы, стремится ли человек избежать дурного, или же он ищет возможность совершить добрые поступки. Часто в войне с дурным началом может помочь не «лобовая атака», а искусно примененная хитрость. И нередко, благодаря маленькой, но к месту примененной уловке, удается легко переместить тяжелую ношу усилиями всего одного человека.

Бывает, что кажущееся тяжелейшим испытание при правильном подходе и внимательном рассмотрении вдруг вообще оказывается не испытанием. А выглядело оно устрашающе лишь потому, что человек ошибочно рисовал его в своих фантазиях. Также никогда не помешает перед лицом опасности спросить кого-то, кто понимает больше, чем ты. И все эти правила и уловки имеют целью лишь одно — как правильно принять на себя бремя Торы, от которого зависит духовное состояние человека.

Зависть братьев

Принимая решение о продаже Йосефа в рабство, братья были абсолютно уверены, что они поступают в соответствии с буквой закона. Это хорошо видно из их поведения по прошествии более двадцати лет. Когда они понимают, что в Египте с ними происходит что-то неладное, то начинают искать причину. И находят.

Никто даже на мгновение не усомнился в правильности продажи Йосефа. Самое худшее, что они усмотрели в своих действиях, сводилось лишь к одному: «… точно мы виноваты из-за брата нашего; потому что мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но мы не послушали; за то и нашло на нас горе это». Иными словами, никому и в голову не пришло, что, может быть, продажа Йосефа была неправильным решением. Только одну проблему смогли разглядеть они в своих действиях — что были недостаточно внимательны к его мольбам и плачу.

И все это потому, что братья были уверены: Йосефу полагалось наказание за то, что он преследовал их. Незадолго до этого уже оказались вне народа Израиля Ишмаэль с Эсавом. А теперь и Йосеф!

Правильное замечание Реувена

Но был среди братьев и тот, кто смог разглядеть в этой истории нечто еле заметное, но позволившее ему выйти с честью из самого главного испытания в его жизни.

Зависть и враждебность братьев особенно обострилась после того, как Йосеф поведал им содержание своих снов. Однако Реувен смог увидеть в этих снах важный для него момент. Он уже давно был уверен, что после истории с перенесением кровати отца из шатра Бильги, ему точно нет места среди будущих колен народа Израиля. Но вдруг из содержания сна он понимает, что перечисляется среди одиннадцати звезд. Это может означать лишь одно – он продолжает оставаться наследником и носителем духовного наследия Авраама, Ицхака и Яакова. И вместо того, чтобы усилить ненависть, как это сделали братья, Реувен меняет свое отношение к происходящему («Берешит раба», 84:14).

А ведь у Реувена было достаточно причин для ошибок. Да еще и более веских причин, чем у других братьев. Изначально ему принадлежали три вещи: первенство, первосвященство и царская власть. Однако в силу как раз недостаточного осмысления ситуации, он утратил эти привилегии в пользу Йосефа. Но прошло время, и Реувен раскаялся в содеянном, что позволило ему не оступиться сейчас. И теперь Реувен не говорит себе: «Разве не настал судьбоносный момент, дающий возможность расправиться с Йосефом? Разве не этого ждал я все свои дни?!». Он спасает Йосефа от верной гибели — из рук Шимона и Леви.

А вот братья, только потому что за ними не числились никакие преступления, были абсолютно уверены в своей правоте. Именно в этом корень страшной ошибки, ставшей причиной нескончаемой боли их отца. Всего лишь небольшая разница в чувствительности, но какие страшные результаты.

А нам следует вынести из этой истории, насколько нужно осмысливать все, что происходит с нами и внутри нас. И то, как правильно управлять и распоряжаться заложенными в нас силами.


http://www.beerot.ru/?p=44166