Леках Тов — глава Ваигаш — Настоящий царь — тот, кто властвует над собой

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2001

Недельная глава Ваигаш начинается со слов: «И подошел к нему Йеуда» (Берешит, 44:18). В сборнике «Мидраш Раба» на это место («Берешит Раба», 93:2) история Йосефа и его братьев связывается с тем, что написано в 48-м псалме (стихи 5-7): «Ибо вот цари собрались, прошли вместе [на войну]. [Как] увидели они – так и удивились, испугались, поспешно [бежали]. Трепет охватил их там, дрожь – как роженицу». Вот что написано в «Берешит Раба»: «“И подошел к нему Йеуда” – “Ибо вот цари собрались, прошли вместе [на войну]”. “Ибо вот цари собрались” – это Йеуда и Йосеф. “Прошли вместе” – этот наполнился гневом на этого, а этот – на этого. [Слово עברו – авру – может пониматься как “прошли”, а еще как “разгневались”: עברה – эвра – “гнев”.] “[Как] увидели они – так и удивились” – “…И дивились эти люди друг пред другом” (Берешит, 43:33). “Трепет охватил их там” – это колена. Сказали: “Цари судятся друг с другом – это не для нас. Пусть царь судится с царем”».

Рав Йосеф Йеуда Лейб Блох (глава ешивы Тельз) задает в своей книге «Шиурей Даат» (3:1) несколько вопросов по поводу этого мидраша. Как могло случиться, чтобы колена Всевышнего [так называли сыновей Яакова] были настолько впечатлены тем, что Йеуда и Йосеф – цари? [Ведь они выросли в доме Яакова и Ицхака и видели истинное величие.] И еще: Йеуда не был царем – наоборот, его братья лишили его величия после продажи Йосефа! Непонятно также, почему колена отнеслись с таким почтением к заместителю царя, что «трепет охватил их».

Стоит поразмыслить над тем, что такое царство. Обычно мы называем царем того, у кого есть государство и много подданных. Царь управляет ими с помощью остальных представителей власти – в том числе с помощью солдат и стражей порядка, которые охраняют его власть. Таким образом, он нагоняет страх на людей, и за счет этого он имеет власть и полномочия возглавлять свой народ. На самом деле такой царь является царем не в силу своих личных качеств и достоинств, а потому, что у него есть люди, которые служат ему. О таком царе говорят: «Нет царя без народа». Ведь если его страна восстанет против него, его царство закончится. Поскольку именно слуги царя обеспечивают его правление и он нуждается в них, такой царь сам становится рабом своих слуг.

Рав Исраэль Салантер объяснил подобным образом то, что будет происходить в эпоху перед приходом Машиаха. В трактате Санедрин (97а) написано: «Лицо поколения – как лицо собаки». Когда видят, что едет телега, а перед ней бежит собака, невозможно узнать, кто является здесь ведущим, а кто – ведомым. Тот, кто стоит в стороне, может ошибиться и решить, что собака ведет телегу, ведь она бежит перед ней. Но когда они достигнут перекрестка, все увидят, что собака стоит и смотрит, чтобы увидеть, куда поедет телега. Тогда станет понятно, что не она выбирает путь, а тот, кто сидит в телеге.

Так будет и перед приходом Машиаха. Лицо поколения – те, кто управляют народом – не будут управлять своим поколением по своему разумению, а будут всегда оборачиваться, чтобы увидеть, что думает народ (и действительно, такова реальность наших дней, и это один из верных признаков демократического режима, который многими воспринимается как символ прогресса и культуры).

Все время, пока человек живет материальной жизнью, ему действительно тяжело освободиться от давления общественного мнения. В обычной ситуации оно управляет им. Но если человек по-настоящему возвысится над обществом и станет действовать решительно, не считаясь с мнением других, то сможет стать настоящим царем. И чем меньше будет становиться влияние толпы на него, тем сильнее и величественнее будет его царство.

Чтобы достигнуть этого, человеку нужно в первую очередь стать царем над самим собой. Его просветленный разум должен уметь управлять всем многообразием его сил и чувств, а его действия не должны быть продиктованы его желаниями и страстями. Тогда он станет царем, которому будет подчиняться народ. Это хорошо объясняет то, что сказано в трактате Гитин (62б) о том, что мудрецы называются царями, как сказано (Мишлей, 8:15): «Мною [мудростью Торы] цари царствуют». Мудрецы – богатыри, властвующие над своими страстями, они – настоящие цари.

Йосеф и Йеуда царствовали над собой. За это, как объясняют нам наши мудрецы, они удостоились царства. И так говорит Мидраш: «Почему Йеуда удостоился царства? Потому что признался в своей связи с Тамар». То есть мужество и сила духа, проявленные Йеудой, когда он, поборов стыд, признался в том, что он сделал, хотя у него была возможность скрыть свою причастность, – это поистине царское мужество, а потому Йеуда был достоин царства! И действительно, Йеуда удостоился того, что от него произошли цари, а в будущем удостоится и того, что Машиахом станет один из его потомков.

Про Йосефа мудрецы говорят, что слуги фараона спросили его: как можно дать корону царства рабу, который только что вышел из тюрьмы? На что фараон ответил: «Я вижу в нем царские проявления». Что это за «царские проявления»? Об этом сказано в Мидраше: «Сказал рабан Шимон бен Гамлиэль: Йосефу дали то, что полагалось ему. Его уста не прикасались [נשקк греху – “и по твоему слову будет управляться [ישק] весь народ мой” (Берешит, 41:40). Его тело не касалось греха – “и одел его в одежду из тонкого льна” (там же, стих 42). Его шея не склонилась к греху – “и возложил золотое ожерелье ему на шею” (там же). Его руки не осязали грех – “И снял Паро свой перстень с руки своей и надел его на руку Йосефа (там же). Его ноги не шагали к греху – его усадили в карету: “И велел он везти его на колеснице второй [после] своей (там же, стих 43). Его голова не думала о грехе – пусть называется мудростью: “и возглашали пред ним: Аврех!” – отец (ав) в плане мудрости и молод (рах) годами».

Сила духа и мужество, с помощью которых Йосеф властвовал над всеми своими органами, и есть царские проявления, которые увидел в нем фараон.

Теперь понятна дрожь, которая проняла родоначальников колен Израиля, когда они увидели, как Йеуда и Йосеф «судятся между собой». Не звание царя произвело на них такое впечатление, а то, что они увидели, насколько величественны личности Йеуды и Йосефа, властвующих над собой, – тогда «трепет охватил их, дрожь – как роженицу» (Теилим, 48:7).

В заключение автор «Шиурей Даат» обратился к своим ученикам: «Властвуйте над силами, мешающими вам в служении Б-гу, и тогда вы раскроетесь и станете по-настоящему управлять собой, а впоследствии будете главами над многими, управляющими поколением!»

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=29966