Глава Ваишлах — Экзамен – в момент беды

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

485
экзамен

«Яаков посмотрел и увидел, что приближается Эсав, а с ним – четыреста человек. Тогда он разделил детей между Леей, Рахелью и двумя наложницами» (Берешит, 33:1-2).

К этому стиху есть замечательный мидраш, который может научить нас многому в наше время. Вот его слова: «Сказал раби Леви: однажды лев рассердился на всех животных. Сказали они: “Кто пойдет и умилостивит его?” Предложил лис: “Давайте я пойду. Я знаю триста притч и смогу умилостивить его”. Сказали животные: “Иди”. Он прошел несколько шагов и остановился. “Что с тобой?” – спросили животные. “Я забыл сто притч”, — ответил лис. “Ничего, двести – это тоже хорошо”. Прошел он еще немного и снова остановился. “Что случилось?” – спросили животные. “Забыл еще сто”, — ответил лис. “Ничего, даже сто – это хорошо”, — сказали животные. Когда же лис пришел туда (ко льву), сказал: “Я забыл все. Так что пусть каждый пойдет и сам будет умолять его простить”.

Так и наш праотец Яаков сказал: “У меня есть силы молиться Всевышнему”, “У меня есть силы воевать”, но, когда пришел туда – “разделил детей”, сказав: пусть личные заслуги каждого помогут ему».

Другими словами, вначале наш праотец Яаков приготовился давать подарки, молиться и воевать против Эсава, и рассчитывал, что он сам может спасти всех.

Однако, когда он приблизился к войне, ослабли его руки от страха перед Небесным судом, и он понял, что, если бы Всевышний не помогал ему, он не мог бы одолеть Эсава. Тогда-то он и постиг, что «брат (т. е. ближний; при всем желании) не сможет искупить другого» (Теилим, 49), и каждый должен сам защищать свою душу, приходя на Суд с заслугами, и, дай Б-г, они помогут ему.

Эти слова очень подходят нашему времени (речь про канун войны в Персидском заливе — прим. пер.), когда ситуация чрезвычайно тревожна, и изнутри, и снаружи, и люди готовятся – кто чтением Теилим, кто раздачей противогазов и прочих средств защиты. Однако мы должны знать, что если, не дай Б-г, мы окажемся в экстремальной ситуации, лицом к лицу с опасностью, счет будет вестись с каждым в отдельности, в соответствии с его заслугами и деяниями, его Торой и молитвой, его близостью к Творцу.

Поэтому, кроме общих усилий, которые, конечно же, нужно предпринимать, на самом деле самая правильная и эффективная подготовка – это знать, где мы находимся, каждый на своем духовном уровне, поскольку в судьбоносный момент именно это будет определяющим.

Выше в недельной главе Ваишлах сказано: «И остался Яаков один, и боролся с ним человек».

Мудрецы объясняют, что этим «человеком» был Сатан, повелитель Эсава, и это была судьбоносная борьба, которая должна была определить, кто поистине победит — Яаков или Сатан. Рассказывая об этой страшной войне, Тора подчеркивает, что Яаков был один. В этот момент проверяют человека по сути, что он из себя представляет, и на каком духовном уровне он находится.

Причем экзамен этот проходит именно тогда, когда человек в одиночку предстает перед дурным началом, например, во время молитвы, когда никто не может знать, насколько он душевно настроен. Или когда он возвращается вечером домой – посвящает ли он все свободное время Торе, бережет ли он свой взгляд и свои мысли от дурных вещей. Есть еще много таких ситуаций, в которых человек «остается один» и борется с дурным началом в одиночку.

Именно в эти моменты следует сражаться изо всех сил, именно в них побеждать дурное начало, и в заслугу этого Всевышний будет с нами, чтобы помочь и уберечь нас в момент беды.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48425