Поддерживающие Тору

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус | версия для печати версия для печати
поддерживающие тору

«Но увидев, что ему не одолеть (Яакова), он коснулся его тазобедренного сустава – и сместился тазобедренный сустав Яакова в схватке с ним» (Берешит, 32:25).

В нашей главе описывается борьба нашего праотца Яакова с ангелом Эсава. Это была величайшая война, как сказали наши мудрецы: «И боролся (ваеавек – однокоренное со словом авак – пыль) человек с ним – отсюда мы учим, что из-за борьбы пыль от их ног поднялась до престола Славы Творца». Количество пыли было настолько огромным, что оно осталось в нашем мире до сегодняшнего дня!

Постараемся немного понять, что такое война с ангелом Эсава. О царе Давиде сказано: «И укрывали его одеждой, и он не согревался». Мудрецы сказали, что одной из причин этого было то, что во время эпидемии царь Давид увидел меч ангела смерти, и «В тот час вошла в него дрожь, и более не было в нем сил и тепла» («Тана де-вей Элияу Раба», гл. 7). Только оттого, что увидел меч ангела смерти, царь Давид получил «удар холодом» на всю жизнь! А наш праотец Яаков боролся с этим страшным ангелом лицом к лицу!

Яаков боролся за каждую каплю еврейства – идишкайт. За «хейдеры», за скромность, за Б-гобоязненность. И действительно, он полностью одолел ангела Эсава, кроме одного места – тазобедренного сустава. Там ангел Эсава сумел коснуться его, и в результате этого Яаков стал хромать – «до тех пор, пока не взойдет солнце» – пока не придет праведный Машиах.

Получается, что в результате борьбы Яакова с ангелом Эсава, народ Израиля – сыны Яакова – остался почти цельным до конца дней. Где же находится этот недостаток или изъян? «И коснулся его тазобедренного сустава» – где-то мы немного хромаем.

В чем суть этой «хромоты»?

Сказали наши мудрецы: «”И коснулся его тазобедренного сустава” – это поддерживающие Тору». Ноги поддерживают тело, а поддерживающие Тору – это «ноги» Торы и всего еврейского народа. А поскольку выяснилось, что тело – здорово, и только ноги побаливают, отсюда мы учим, что бейт мидраш работает как следует, но с зарплатой есть проблемы…

На первый взгляд, это просто удивительно. Разве проблема народа Израиля заключается в поддерживающих Тору (и только в них)? Вроде бы действительность выглядит совсем противоположной: ведь в нашем поколении люди жертвуют огромные деньги на поддержку Торы. Люди строят ешивы, поддерживают колели. Где же заметен этот изъян «поддерживающих Тору»?

Тазобедренный сустав – это орган, «держащий» тело человека. Понятие «поддерживающие Тору» означает фундамент и основу, на которой стоит Тора. Другими словами, человек, у которого Тора «на сердце», на плечах. Конечно же, в нашем поколении есть праведные евреи, большие благотворители, которые жертвуют большие суммы на мир Торы. Но видится, что только единицы из них ощущают ответственность за существование Торы. Доказательство? На ешиву в тяжелом положении человек пожертвует сто шекелей, а на покупки для дома – потратит две с половиной тысячи. Почему?

Разница в отношении: по поводу своих домочадцев он ощущает, что ответственность за их пропитание лежит на его плечах, а ешива не находится в его личной ответственности. Это и есть изъян, который появился из-за того, что ангел «дотронулся до тазобедренного сустава Яакова»: нет никого, кто ощущает, что ответственность за существование Торы в народе Израиля лежит лично на нем!

Приведем пример: приходит глава ешивы к богатому филантропу и описывает нужды ешивы: учащимся нужна еда, счета нужно платить, есть и колель для аврехов. Только денег нет. Что делает филантроп? Дает ему чек на пять тысяч долларов. Глава ешивы благодарит его от всего сердца, но, разумеется, эта сумма не решает проблему. Если мы спросим этого благотворителя: «Почему ты не заботишься о том, чтобы решить эту проблему целиком?» Он ответит: «Это не моя проблема, это проблема главы ешивы!» Ешива не принадлежит ему, он лишь жертвует на ее поддержку. Если он щедрый человек – даст много, если менее щедрый – даст меньше. В любом случае он не ощущает ответственность за ее существование. Такой человек не поддерживает Тору – она не опирается на него, он лишь дает цдаку.

В наше время есть евреи, которые жертвуют на ешивы десятки тысяч и даже миллионы, но чувствуют ли они свою ответственность за ешивы? Представим себе, что какая-то ешива должна закрыться из-за недостатка бюджета. Глава ешивы обращается к благотворителю, и тот, по доброте своего сердца, соглашается пожертвовать десять тысяч долларов. «Но этого недостаточно!» – умоляет глава ешивы. «Уважаемый, я не несу ответственность за вашу ешиву. Тот, кто ответственный – пусть позаботится», — отвечает благотворитель и идет заниматься своими делами.

Это и есть «хромота». Нет ответственности за Тору. У того, кто несет ответственность – нет возможности поддерживать, а тот, кто поддерживает – не делает это из ощущения ответственности. Поддержка Торы «хромает».

С исполнением заповедей это не так. Каждый чувствует себя ответственным лично исполнить заповедь наилучшим образом: этрог покупают за сто долларов (и больше), мацу на Песах – за двести. Потому что человек ощущает свою ответственность за это. Ну, а на ешиву он жертвует десять долларов в месяц. У всех заповедей есть «ноги», они не «хромают». А Тора – «хромает», и нет никого, кто нес бы за нее ответственность.

В качестве примера ответственности за Тору можно привести историю, которую рассказывали об одной женщине, жене портного, матери шестерых детей, жившей около ста лет назад.

В то время в бейт-мидраше рядом с их домом были трое «прушим» (людей, отрешенных от дел этого мира), которые сидели и учились весь день, а добрые люди заботились об их пропитании. Так вот, эта бедная женщина каждый день резала свою буханку хлеба на одиннадцать кусков вместо восьми, так как чувствовала, что это ее долг и обязанность – обеспечивать пропитанием изучающих Тору. И так она делила буханку хлеба поровну между своей семьей и тремя учащимися в бейт-мидраше. Это пример настоящей ответственности за Тору, пример человека, которого можно поистине назвать «поддерживающим Тору»

В этом и есть суть нашей «хромоты». Если бы мы чувствовали ответственность за Тору, мы бы знали, что так же, как на нас возложено обеспечивать свою семью, оплачивать счета за телефон и электричество, так же мы обязаны и содержать ешивы и учащих Тору. Это один из жизненно необходимых расходов.

И если бы мы вели себя так – уже пришел бы Машиах, ведь эта «хромота» сохраняется только «пока не взойдет солнце».

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий