Кто пробудил справедливость с востока? — Афтара недельной главы Лех Леха

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1334

В афтаре недельной главы Лех Леха читают отрывок из книги пророка Йешаяу (40:27-41:16):

«Кто побудил от востока [того, кто] правду призвал в спутники себе, предал ему народы и покорил царей? Он обратит их в прах мечом своим, в солому развеянную – луком своим» (Йешаяу, 41:2).

Ноах и его семья пережили потоп в заслугу милосердия

Говорится в мидраше «Шохар Тов» (Теилим, 37), что спросил Авраам у Малки Цедека (Шема, сына Ноаха): «В заслугу чего вы смогли выжить во время потопа»? Ответил ему Малки Цедек, что они смогли выйти из ковчега в заслугу своего милосердия. Спросил Авраам: «Какое же милосердие вы делали? Разве были там бедные? Ведь только Ноах с сыновьями были в ковчеге». Ответил ему сын Ноаха, что они оказывали милосердие диким зверям, домашним животным и птицам. Они не спали ночами, только чтобы успеть накормить всех обитателей ковчега. Когда же однажды не успели вовремя раздать еду животным, Ноах был очень раздосадован. Стал тогда Авраам рассуждать: «Семья Ноаха смогла пережить потоп благодаря милосердию, оказанному зверям и птицам. Разве не смогу я избежать бед в этом мире, если стану творить милосердие не животным, а людям, которые подобны ангелам?» И сказано сразу после этого: «И насадил тамариск (эшель) в Беер-Шеве». Говорит мидраш, что слово эшель содержит в себе намек на три милости, которые Авраам оказывал гостям. Буква алеф означаетахила (еда), буква шин – штия (питье), а буква ламед – левая (проводы) гостей после отдыха в шатре у Авраама (согласно другому объяснению, буква ламед означает лина – ночлег).

Перенос звезды Цедек (Юпитера) с Запада на Восток

После победы Авраама над армиями царей востока Всевышний обещает ему защиту и награду. На это отвечает Авраам, что, в соответствии с его астрологическими расчетами, он не может иметь детей. А что может быть большей наградой, чем достойные потомки? Тогда сказал ему Всевышний, чтобы он перестал обращаться к астрологическим прогнозам: «Я изменю твое имя и имя твоей жены Сарай, и вместе с именами изменится ваш мазаль. Аврам и Сарай не могут родить, но Авраам и Сара смогут родить».

В трактате Шабат (156б) также приводится стих из нашей афтары «Кто побудил с востока [того, кто] правду призвал в спутники себе…» в качестве доказательства того, что народ Израиля находится вне влияния планет. Поясняет комментаторы, что в момент рождения Авраама планета Земля была под влиянием планеты Цедек (Юпитер). На тот момент Цедек располагался с западной стороны по отношению к Земле. Западная сторона – холодная сторона, что и стало причиной неспособности Аврама произвести на свет детей. Но Всевышний, желая вознаградить Авраама, переместил планету Цедек на восточную, «теплую» часть. Это «теплое» влияние Цедека на Авраама и стало причиной появления на свет Ицхака. С тех пор все его потомки – народ Израиля – находятся вне влияния планет, и с тех пор цедек – стремление к праведности и справедливости – является отличительной чертой потомков Авраама.

«И обручу тебя Мне праведностью и справедливостью, добротой и милосердием»

Говорится в трактате Хулин (29), что вернувшись с войны, Авраам не согласился оставить себе захваченные трофеи, сказав: «Что от нитки до ремешка от обуви – не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама» (Берешит, 14:23). Авраам не хотел оставлять себе ничего из захваченного, потому что опасался, что эти вещи не принадлежат ему. Он остерегался и отдалялся от воровства настолько, что даже не был готов оставить себе ремешок или нитку. За это Всевышний наградил его и его потомков ремешком – заповедью тфилин, и нитью – заповедью цицит.

Праотец нашего народа был не только символом добра и милосердия, но и символом справедливости. Его прямота и добропорядочность (какой мир еще не видывал) завоевывали сердца миллионов. Как говорится об этом в мидраше, справедливость кричала: «Где же Авраам? Ведь если не он, то кто же на земле реализует меня?»

Евреи удостоились чести не только возлагать головной тфилин с его ремешками, но также и ручной тфилин. Головной тфилин виден каждому, и является символом того, что Имя Всевышнего начертано на Его народе. Ручной тфилин часто скрыт под одеждой и не виден. Он намекает на то, что скрыто внутри: Всевышний наградил потомков Авраама возможностью приобрести доброе сердце, которое и является признаком потомков Авраама.

После возложения тфилин на руку и на голову наматывают три витка на средний палец. При этом принято произносить стих: «И обручу тебя Мне навеки, и обручу тебя Мне праведностью и справедливостью, добротой и милосердием» (Ошеа, 2:21). Почему именно этот стих? Потому что заповедь накладывания тфилин народ Израиля получил в заслугу двух качеств Авраама – справедливости и милосердия. Праведность и справедливость в поступках видны всем, и головной тфилин соответствует этим качествам. А доброта и милосердие зависят от доброго сердца внутри человека. Этим качествам соответствует ручной тфилин, который практически не виден, кроме небольшой части ремешка, намотанного на пальцы руки.

http://www.beerot.ru/?p=20721

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here