Лех Леха — «Из глубин» по урокам гаона рава Моше Шапиро — Надежный колышек

Дата: | Автор материала: Рав Симха Мандельбойм

1481

Вопрос, вызывающий недоумение

В предыдущей главе мы узнали, как Авраам в одиночку шел по трудному пути к вере. И сам собой возникает вопрос: почему весь этот отрезок его жизни полностью пропущен в Письменной Торе? Ведь знание о деталях этого пути могло бы просветить нас познанием Б-жественности Творца и укрепить наши сердца в вере. Те годы, когда Авраам открыл Творца и наперекор окружающим прилепился к Нему всем своим существом, тоже относятся к категории «поступки отцов» и должны служить знаком и укрепляющей силой для потомков во всех темных поколениях. Отчего же все это не изложено в Письменной Торе? У нашего праотца Авраама были целые главы о силе веры и опровержении идолопоклонства, как отмечают мудрецы (Авода Зара, 14б, «Зоар», ч. 2, 275 б): «Учили, что трактат Авода Зара нашего праотца Авраама составлял 400 глав». И все это забылось и скрыто от нас! Постараемся разрешить этот вопрос двумя способами.

1. «Ты избрал нас из всех народов»

Первый путь к пониманию таков. Скрывая начало пути Авраама, Тора подчеркивает, что Творец избрал его и его потомство, независимо от его уровня на тот момент. Избранность зависела не от предшествовавшей ей работы, а от приказа «Иди себе», внезапно отданного Аврааму, без всякой подготовки с его стороны. Рассказ о начале его пути был пропущен, чтобы нам не казалось, что его раннее служение Б-гу стало причиной его избранности, и что она продолжает зависеть от того, будут ли его потомки придерживаться этого уровня. Особенность этого выбора со стороны Творца состоит в том, что он произошел без предварительных причин, без всяких «зачем» и «почему». Это собственный выбор, исходящий из самой природы вещей, без условий и ограничений. Этот же принцип является прочной основой в избранности народа Израиля: «Ты – Б-г, который избрал Аврама» (молитва Шахарит). Поэтому народ Израиля никогда не будет заменен другим. Ведь его избранность не обусловлена чем-либо внешним – это выбор по существу, не оставляющий места для возврата или сожаления (приводится от имени Маараля).

2. Определение уровня веры

[Примечание редактора. Слово эмуна, вера, на святом языке включает в себя также понятие доверие.]

Постараемся найти еще одно объяснение, почему Тора пропустила весь «трактат об идолопоклонстве», который составил Авраам.

Начнем с важного принципа: наши учителя указали нам, что суть веры не в философской системе интеллектуального постижения. Вера – это душевный уровень, строящийся внутри человека. Этот принцип открыл Маараль, и все великие раввины движения мусарпоследовали за ним. Согласно этому принципу, Маараль проясняет главное достоинство нашего праотца Авраама («Гвурот Ашем», гл. 7): «[Сказано] в мидрашах («Шмот Раба», 22) в комментарии к словам “И поверили в Б-га и в Моше, служителя Его”, где говорится: в награду за веру снизошел на них святой дух, и они произнесли песнь: “Тогда воспел…” Раби Нехемия говорит: Ты видишь, что каждый, кто принимает на себя одну заповедь с верой, достоин того, чтобы на него снизошла Шехина; и также ты видишь, что в награду за веру они удостоились произнести песнь; и также ты видишь, что Авраам унаследовал этот мир и будущий лишь в награду за веру, как сказано: “И поверил в Б-га”; и также ты видишь, что евреи были избавлены от египтян лишь в награду за веру, как сказано: “И поверил народ”, и говорится: “Верующих хранит Б-г” (конец цитаты из мидраша).

Наши учителя сказали, что он унаследовал этот и будущий миры только верой. Ведь будучи крепким в вере, он удостоился стать корнем и основой для всего Израиля. Он называется “скалой”, как написано (Йешаяу, 51): “Взгляните на скалу, из которой вы высечены, и в глубину ямы, из которой извлечены”. Авраам назван здесь “скалой”, чтобы указать на силу и крепость этой основы. Она подобна прочной скале, как объяснено в предыдущей главе. То, что является основой, достойно быть описанным как сильное и крепкое – иначе оно не служило бы основой.

И у Авраама, ставшего началом еврейского народа, должна быть сильная сущность, благодаря которой он и был основой и началом. Эта сила в том, что он был твердым в вере. А будучи твердым в вере, он имел сильную сущность. Вот почему он удостоился стать краеугольным камнем и основой всего. Авраам был проверен десятью испытаниями на прочность веры. И когда прошел их, то раскрылся и определился как краеугольный камень, на котором построено все.

В мидраше к разделу Лех Леха (гл. 39) сказано: “Сестра (אחות) у нас малая” – раби Берехия говорит: Это Авраам, который объединил (איחה ) весь мир. Бар Капара говорит: Такой, который объединяет землю; “малая” – пока он был маленьким, он уже совершал заповеди и добрые поступки; “И грудей нет у нее” – его не вскармливали ни заповеди, ни добрые поступки; “Что сделаем с нашей сестрой в день, когда заговорят о ней” – это Нимрод, бросивший (Авраама) в огненную печь. “Если стена она” – ставит слова как стену, “построим на ней серебряную башню, если дверь она, прикрепим к ней кедровую доску” – если продержится всего лишь час, то и Я продержусь над ним лишь час (конец цитаты из Мидраша).

Смысл в том, что вначале Авраам прошел испытание, когда его бросили в огненную печь: если окажется крепок в вере, на нем будет построена серебряная башня. Эта башня есть здание мира, возведенное на Аврааме. Будучи крепким в вере, он удостоился быть основой и началом для строительства на нем прочной серебряной башни. Ведь началом может быть лишь то, у чего есть прочная сущность. Поэтому в силу своей веры он удостоился унаследовать этот и будущий миры. Ведь если он силен в вере, значит, у него прочная сущность, и он заслуживает того, чтобы стать главной реальностью в этом мире и в будущем мире. Но тот, чья сущность слаба, [кто слаб] в вере, недостоин главенства ни в этом мире, ни в будущем».

В этих глубоких словах Маараль открыл нам новый взгляд на понятие «вера». Она не ограничивается знанием и постижением. Вера – это определенный уровень, и измеряется он способностью верующего придерживаться своей веры вопреки всем расчетам и фактам, которые словно «опровергают» ее. Когда человек верит, он пребывает на высокой ступени, и за это ему положена большая награда. Достоинство нашего праотца Авраама заключалось в том, что он верил в Б-га, несмотря на все, что противоречило этой вере, и несмотря на сокрытие Его лица, как говорит мидраш (Ялкут, 73): «Авраам-иври – весь мир на одном берегу, а он – на другом». Авраам не только открыл глубокие философские идеи, имеющие решающее значение для веры, но и сам укрепился на «ступени» веры. Благодаря этому он удостоился стать основой здания народа Израиля, и его называли Эйтан а-Эзрахи – непоколебимый с востока.

Открытие веры в нашем разделе

Следуя сказанному, мы сможем разрешить затруднение, с которого начали: почему Тора не упоминает длинный путь Авраама до того, как он пришел к вере? Дело в том, что Тора как раз и хотела открыть именно силу веры. Поэтому в ней совершенно справедливо пропущены всякие философские аргументы, которые изменяются в зависимости от человеческого разума и от того, что принято в том или ином поколении. Человек, осознавший существование Б-га, пока еще не заслуживает звания «верующего». Лишь когда он станет вести себя в соответствии со своим осознанием, пройдет испытания и будет стоять подобно каменной скале на своем мировоззрении, он удостоится этого звания. Постараемся объяснить это подробнее.

В начале нашей недельной главы приводятся обещания Всевышнего Аврааму – он унаследует землю, обретет потомство и будет благословен. В продолжении рассказывается о голоде, постигшем страну Авраама: «И был голод в стране, и спустился Аврам в Египет, чтобы жить там…» (Берешит, 12:10). Раши объясняет (там же, «Берешит Раба», 40:2): «Только в той одной стране, чтобы испытать Авраама, усомнится ли он в словах Святого, благословен Он, сказавшего ему идти в страну Кнаан, и теперь заставляющего покинуть ее». Авраам, как известно, справился с испытанием голодом и, хотя ему было обещано изобилие и благословение, а получилось наоборот, он все-таки не пал духом и не стал сомневаться в действиях Творца. Он верил, что Б-г исполнит Свое обещание в нужное время.

Дальше рассказывается о ссоре пастухов Авраама и Лота. Последние говорили, что страна отдана Аврааму, но у него нет наследника, и Лот, его племянник, должен ее получить («Берешит Раба», 41:5). Здесь вновь возникает испытание веры – Аврааму нужно было выстоять против тех, кто сомневался в том, что у него будет потомство.

В конце раздела говорится о войне Авраама с четырьмя царями. В этом удивительном отрывке можно увидеть, как наш праотец Авраам достиг вершины веры и был готов отдать жизнь ради нее (как подробно объясняется в следующей главе).

Заключение

Теперь ясно, что главная цель этой недельной главы – сообщить, как Авраам держался за свою веру и не отступал от нее. Всевышний сказал Аврааму: «Иди себе из своей страны», и он последовал воле Творца, полностью полагаясь на нее и не сомневаясь в своем Г-споде, как стадо овец, идущее за своим пастухом. Хорошо бы и нам идти по стопам нашего праотца и, несмотря на тьму, покрывающую землю, отважно держаться за свою веру. В награду за это мы удостоимся стать основой и фундаментом, на котором Творец вскоре и в наши дни возведет исправленный мир.

Перевод под редакцией р. Г. Спинаделя. Книга «Из глубин. О разделах Торы» вышла в издательстве «Ам а-Сефер», и доступна в магазинах еврейской книги.

http://www.beerot.ru/?p=29013

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here