Лех Леха — «Из глубин» по урокам гаона рава Моше Шапиро — Эйтан а-Эзрахи

Дата: | Автор материала: Рав Симха Мандельбойм

1520

Предисловие

[Эйтан а-эзрахи – буквально «непоколебимый с Востока»; так называли нашего праотца Авраама.]

В начале раздела Берешит творение упоминается как соединенное с корнем (c Творцом) и проявляющее славу Царя в совершенстве – по принципу «Небо и землю» (глава 1). Как мы уже видели, такое состояние длилось недолго. Уже в разделе Ноах рассказывается об испорченности поколений потопа, рассеяния и Эноша. Здесь содержится описание того, как мир отделился от своего корня, и как Творец, создавший мир во славу Себе, почти всецело был забыт своими созданиями. Имя «Энош» происходит от слова «забвение», как написано (Берешит, 41:51): «Дал мне забыть (нашани) Б-г все мои тяготы…».

Но в недельном разделе Лех Леха мы учим о шагах к исправлению этого страшного искажения, предпринятых нашим праотцом Авраамом. Данный раздел начинается с первых шагов Авраама против потока отрицания Творца, ведущих к исправлению мира во славу Всевышнего.

Путь к вере

В этом разделе мы впервые встречаем нашего праотца Авраама, который в ту пору уже находится в середине своего пути. Начало этого пути и вся цепочка событий, в результате которой он пришел к вере в Творца мира, отсутствует в Письменной Торе. Но начало пути этого праведника – отдельный удивительный рассказ, переданный нам в Устной Торе. Он детально излагается у мудрецов, как мы увидим далее.

Рамбам (Законы об идолопоклонстве, 1:1-3) описывает, как выглядел мир, когда Авраам пришел к постижению истины, и как он пришел к вере: «В дни Эноша люди совершили огромную ошибку, и разум покинул мудрецов того поколения. Сам Энош тоже был среди заблуждавшихся. Вот в чем состояла их ошибка: они решили, что если Всесильный создал такие звезды и сферы, чтобы управлять миром, поместил их на небо и наделил их славой, сделав Своими слугами, значит, подобает хвалить и величать их, выказывая им почтение…

А когда прошло время, появились среди людей лжепророки и утверждали, что Б-г приказал им: “Служите такой-то звезде или всем звездам, приносите ей такие жертвы, делайте такие возлияния”. И стройте ей место поклонения и делайте изображения, чтобы преклоняться перед ними всем народом: с женщинами, детьми и всеми остальными. И сообщал им (лжепророк) образ, который выдумал в своем сердце, говоря, что это изображение такой-то звезды, который ему возвестили в пророчестве… И поскольку прошло много времени, забылось славное и грозное имя Творца из уст и из разума всего мира, и больше никто не знал его. И оказался весь народ земли, женщины и дети, знаком лишь с образом из дерева и камня… И так мир развивался, пока не родился столп мира – наш праотец Авраам.

Еще в детстве этот (духовный) исполин стал размышлять. Думал дни и ночи и удивлялся (смене времени): как может эта сфера все время двигаться, если у нее нет движителя? Кто же вращает ее?.. И постиг, что есть один Б-г, который движет сферой и создал все, и нет во всем сущем иного Б-га, кроме Него».

В мидраше («Берешит Раба», 39:1) приводятся дополнительные подробности: «”И сказал Б-г Авраму: Иди себе из своей страны…” (Берешит, 12:1) Раби Ицхак открыл (Теилим 45): “Услышь, дочь, и узри, преклони ухо и забудь свой народ и дом своего отца”. Сказал раби Ицхак: это подобно человеку, который переходил с места на место и увидел горящий дворец. Подумал: “Разве может быть этот дворец без управляющего?” Взглянул на него Хозяин дворца и сказал: “Я – Хозяин дворца”. [Приводят комментаторы, что, с одной стороны, величие дворца доказывает, что у него есть Хозяин. А то, что он горит (намек на испорченность тех поколений) вроде бы показывает, что Хозяин оставил его.] Так и наш праотец Авраам говорил: “Разве может этот мир быть без Правителя?” Взглянул на него Святой, благословен Он, и сказал ему: “Я – Владыка мира”». Раши комментирует: «Он (Авраам) увидел небо и землю, увидел Солнце днем и Луну ночью, и светящие звезды, и сказал: “Может ли такая огромная система быть без Правителя?” Взглянул на него Святой, благословен Он, и сказал: “Я – Владыка мира (и не оставил его)”».

Иными словами, Авраам размышлял о творении и о великой мудрости, сокрытой в нем. Само творение свидетельствует о славе Царя мира. В итоге Сам Царь явился Аврааму.

Прекрасная жемчужина висела на шее у Авраама

Наш праотец Авраам не удерживал это благо для себя одного, а обучал разуму народ и возвестил перед всеми, кто является истинным Владыкой «дворца».

Рамбам (там же, 1:3) описывает это подробно: «Когда он постиг это, стал приводить доводы жителям Ур-Касдима и вести диспуты с ними, говоря: “Путь, по которому вы идете, – не истинный”. Он разрушил идолов и начал возвещать народу, что не стоит служить никому, кроме Б-га мира. Лишь Ему надлежит поклоняться, приносить жертвы и делать возлияния, чтобы и в будущем люди узнали Его. И следует разрушить и уничтожить всех идолов, чтобы народ не впадал в заблуждение из-за них… Он ходил, созывал и собирал народ из города в город и из царства в царство, пока не дошел до страны Кнаан… И поскольку народ собирался к нему и спрашивал его о том, что он говорил, он отвечал каждому согласно его разуму, пока не возвращал на путь истинный…»

Наши мудрецы иносказательно описывают, как Авраам доказывал каждому согласно его разуму истинность бытия Б-га («Берешит Раба», 38:13): «Терах был изготовителем идолов. Однажды он вышел и посадил Аврама продавать их вместо себя. Когда входил человек и хотел купить идола, Аврам спрашивал его, сколько ему лет. И тот отвечал: пятьдесят или шестьдесят. Аврам говорил ему: “Горе тебе, если ты, шестидесятилетний, хочешь кланяться статуэтке, сделанной вчера”. Тому становилось стыдно, и он уходил».

Авраам внедрил в сердца людей мысль, что не следует приписывать божественные силы статуям, которые сами изготовлены человеческими руками. Это не вечные существа, и нет у них никакого преимущества перед людьми.

Еще мудрецы говорят: «Однажды… сломал он всех идолов палкой, а саму ее положил в руки самому большому из них. Когда отец пришел, спросил его: “Кто сломал идолов?” Ответил ему Аврам: “Пришла одна женщина и принесла подношение идолу. Когда она отдала его, начали идолы ссориться друг с другом. Один говорит: “Мне положено подношение”, а другой говорит: “Мне”. Встал самый большой из них, взял палку и разбил остальных».

В этом рассказе кроется глубокая мудрость – как Авраам пытался убедить отца, что не следует верить в идолов. Он намекнул ему, что не могут существовать отдельные от Творца силы, управляющие творением. Ведь мы видим, что все работает в удивительной гармонии и в чудесном порядке. Мы неизбежно приходим к выводу, что есть лишь один Правитель, властвующий над всем по Своей воле. Если бы миром правили многие отдельные силы, они бы уничтожали друг друга и не могли действовать сообща.

На особое достоинство Авраама намекают следующие слова мудрецов (Бава Батра, 16б): «Прекрасная жемчужина висела на шее Авраама, и каждый больной, кто видел ее, тотчас исцелялся. Когда Авраам покинул наш мир, Святой, благословен Он, повесил ее на сферу Солнца».

Рав Ицхак Хавер (в комментарии к книге «Маалот а-Тора», прим. 38) объясняет: «Наш праотец Авраам сделал известным величие Б-га и Его провидение в мире. Он удостоился того, что ему открылся этот внутренний свет, и благодаря ему он создавал души в Харане и вводил их под крылья Шехины. Получается, что каждый больной исцелялся благодаря его горлу – с помощью голоса и речи Авраам лечил все душевные болезни своего поколения, поскольку достиг этого внутреннего света. Но, когда он умер, свет скрылся и был спрятан в чехол Солнца, оставшись лишь у его потомства – народа Израиля, который зависит от этого света».

Авраам-иври

К сожалению, многие в нашем поколении живут, не зная о корне творения, и придерживаются такой же ложной веры, как и поколение Эноша, – будто мир функционирует самостоятельно по раз и навсегда установленным и неизменным законам. Но мы должны следовать по пути нашего праотца Авраама, который собрался с силами, чтобы пойти против течения поколения Эноша (Ялкут, 73): «Авраам-иври (עברי): весь мир на одном берегу (עבר), а он – на другом». Мы должны возвыситься и перейти на другой берег реки – на берег великого верующего, каким был Авраам, – и увидеть руку, направляющую все события нашей жизни, силу, ведущую все к цели. Так мы удостоимся участвовать в приведении мира к его совершенному предназначению, к состоянию начала творения. Это будет мир, сияющий славой Царя, да прославится имя Его!

Перевод под редакцией р. Г. Спинаделя. Книга «Из глубин. О разделах Торы» вышла в издательстве «Ам а-Сефер», и доступна в магазинах еврейской книги.

http://www.beerot.ru/?p=29006

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here