Микец — Как Йосеф исправил свой недостаток?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3035

Ежедневная цитата

Упование на Всевышнего и довольствование [тем, что есть] – это общие основы всех хороших качеств. И они – противоположность страсти (таава) и вожделению (хемда). Основа же всему – упование, и тот, кому не достает упования на Всевышнего, не сможет сохранить [выученную] Тору. Виленский Гаон, «Эвен Шлема» (3-ья глава)

Недельная глава Микец

«И отвечал Йосеф Паро, говоря: не от меня (эта мудрость не принадлежит мне) …» (Берешит, 41:16)

Как мы приводили ранее, по мнению наших мудрецов Йосеф был наказан двумя дополнительными годами в тюрьме потому, что положился на виночерпия, говоря: «Если вспомнишь меня», то есть за то, что не уповал только на Творца. Как известно, цель любого наказания Всевышнего – чтобы человек выучил из него, каким образом исправить изъян. Если так, почему Йосеф после того, как разгадал сон фараона, сказал ему: «И ныне, да усмотрит фараон мужа рассудительного и мудрого и поставит его над землею Египетской», ведь это выглядит как старание, чтобы фараон вспомнил его к лучшему и, следовательно, как недостаток в уповании на Творца.

Рав Деслер в книге «Михтав ми-Элияу» (4-ая часть) дает следующий ответ на этот вопрос. В действительности, Йосеф, находясь в тюрьме, серьезно задумывался о том, за что получил это наказание. Ему удалось постичь истинную глубину упования на Творца, которая требуется от человека. А именно – чтобы человек прояснил для себя, что у «причины» любого события, которое ему пошлет Творец, нет совершенно никакой самостоятельной силы, поскольку вся сила принадлежит только Ему, благословен Он. И доказательством этому может служить то, что Йосеф сказал, отвечая на просьбу Фараона разгадать его сон: «Не от меня». На первый взгляд, странно: почему Йосеф должен был полностью отрицать свою мудрость, ведь он мог сказать: «Да, я немного разбираюсь в этом, однако это не моя мудрость, а Всевышний дал ее мне» или что-то вроде этого. Вместо этого он говорит однозначно, что у него нет никаких сил и способностей разгадать сон. Ведь весьма возможно, из его ответа фараон поймет, что слух, который распространяют про Йосефа о его незаурядном умении разгадывать сны – ошибочный. И тогда Йосеф потеряет свою последнюю возможность освободиться из заключения.

Однако рав Деслер утверждает, что Йосеф не обращал на это никакого внимания, осознавая, что, прежде всего, ему необходимо перестать придавать важность материальным «причинам» в своем сердце и явно осознать, что все силы принадлежат только Б-гу. И в этом заключается основа упования на Творца. Из этого мы явно видим, насколько серьезно Йосеф преуспел в постижении за те два года, в течение которых он оставался в тюрьме. Только после того, как стала явной высокая ступень упования Йосефа, перестало быть проблемой «прикладывание усилий», то есть обращение к Фараону с советом: «И ныне, да усмотрит фараон мужа рассудительного…». Ведь на самом деле не само старание (усилия) противоречит упованию, а ожидание, что именно это старание принесет плоды. Зная, что все от Всевышнего, проявить старание и при этом не рассчитывать на его немедленный эффект (что, конечно, не просто), – это и есть путь Торы.


http://www.beerot.ru/?p=8530