Микец — Советы Йосефа

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1597
советы Йосефа

Недельная глава Микец

«А теперь да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого, и поставит его над землею Египетскою» (Берешит, 41:33).

Многие комментаторы задаются вопросом: а кто вообще просил Йосефа давать советы фараону? Тебя просили истолковать сон, и не более того. Зачем же искать неприятности и рисковать, давая советы?

Говорит Маариль Дискин, что советы Йосефа не были его личной инициативой, а являлись частью предсказаний. Из многочисленных источников следует, что чародеи и прорицатели пытались разъяснить сон, однако ни одно толкование не находило милости в глазах фараона. Но больше всего удивляет, что прорицатели не смогли разглядеть во снах фараона того, о чем поведал Йосеф. Ведь пояснение Йосефа было настолько логичным, что само так и напрашивалось. Как можно рассказывать о рождении и смерти семи дочерей, когда сны носят откровенно экономический характер! Коровы и пшеничные колосья напрямую связаны с едой и урожаями. И как эта идея не пришла в голову прорицателями?!

Очевидно, что фараон не держал в своем окружении шарлатанов. И его прорицатели действительно обладали способностью к предсказаниям будущего. Однако их возможности ограничивались узкими рамками видений, без способности постичь процессы, приведшие к увиденным результатам. Они прекрасно понимали, что речь идет о семи годах достатка и о семи годах голода. Однако это не совпадало с их вычислениями, в которых они видели лишь два голодных года. Да и эти годы было бы не совсем верно называть голодными. Действительно, в эти годы не пахали, не сеяли и не собирали урожаи. Однако еда была, пусть и ценой собственного имущества и свободы. Также прорицатели не могли знать о том, что на третьем году неурожая в Египет спустится Яаков, что положит конец всем невзгодам. И поскольку их конечное видение шло вразрез с логичными выводами о содержании снов, они не решались заявить о чем-то с уверенностью. Ведь если не все произойдет, как им видится, то они будут объявлены лжецами или, как минимум, некомпетентными.

О египетском изгнании было сообщено еще Аврааму. Однако Всевышний вложил эту информацию и в сны фараона, чтобы возвеличить Йосефа и подготовить почву для мягкой адаптации Яакова с семьей в Египте. Так сам Йосеф пояснил братьям причину произошедшего между ними: «Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда; потому что для сохранения жизни послал меня Б-г пред вами» (Берешит, 45:5).

Теперь же мы можем ответить на вопрос, почему Йосеф решился на советы, которые никто у него не спрашивал. Советы Йосефа о том, как правильно распорядиться обильными урожаями, чтобы избежать голода и многочисленных смертей, являлись частью разъяснения снов фараона. А если бы Йосеф только поведал, что речь идет о семи сытых и голодных годах, то прорицатели бы выставили его на смех. Они-то видели не семь сытых и семь голодных лет. Они видели конечный результат – семь сытых лет и два не совсем голодных года. Поэтому Йосеф подчеркнул, что сон этот — от Всевышнего, и он пророческий. И что стране египетской суждено голодать семь страшных лет. Но если назначить правильного человека, который верно распорядится обильными урожаями сытых лет, то ситуацию можно будет изменить. И теперь понятно, почему слова Йосефа нашли милость в глазах даже конкурентов-прорицателей, как сказано: «И понравилось это фараону и всем рабам его» (там же, 41:37). Ведь это толкование навело порядок в их собственных частично верных вычислениях. Поэтому говорится в Торе: «И сказал фараон Йосефу: так как Б-г возвестил тебе все это, нет разумного и мудрого, как ты» (там же, 41:37). Что означают слова «все это»? Не только то, что будет голод, а также и то, как его избежать.


http://www.beerot.ru/?p=44263